По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.881.111.1 DOI:10.33920/pol-01-2207-03

Дистанционное обучение — феномен современного образования

Макарова Евгения Владимировна магистрант кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, Е-mail: ganegirl1998@mail.ru, +7 987 852 7093
Вахрушева Марина Ивановна канд. фил. наук, доцент кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, Е-mail: souva@mail.ru, +7 912 351 3007

В настоящей статье рассматривается понятие «дистанционное обучение». Данное понятие было исследовано многими учеными и исследователями. Цель исследования состоит в глубоком изучении данного явления, которое на сегодняшний день является очень актуальным при обучении. Особое внимание уделено достоинствам и недостаткам данного вида обучения. Представлены платформы, которые позволяют осуществить дистанционное обучение. Мы выявили, что данное обучение имеет инновационную форму. Полученные результаты могут быть использованы как при практической педагогической деятельности, так и при дальнейших исследованиях целесообразности использования дистанционных форм обучения в современном языковом образовании. Применение дистанционного обучения доказало свою результативность и эффективность. Благодаря внедрению инновационных технологий дистанционное обучение становится востребованным.

Литература:

1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Болотина. Дистанционное обучение как новая форма обучения // Гуманитарный вестник. 2015. № 2. С. 27–34.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. — М.: Юрайт, 2018. — 194 с.

4. Дырдин М.Д. Организация учебного процесса дистанционной формы обучения // Дистанционное обучение: теория и практика: сб. науч. труд. 2021. С. 48–54.

5. Зайцев, В.С. Использование технологии Skype в дистанционном обучении / В.С. Зайцев, Е.И. Никитенко, А.И. Никитенко // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. 2017. С. 234–237.

6. Зубарева Н.П. К вопросу о соотношении понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы V всерос. науч. конф. с междунар. уч., 23 апреля 2021 г. — Иркутск, 2021. — С. 135–139.

7. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.

8. Игнатьев, В.П. Обзор и анализ использования дистанционных образовательных технологий в российских вузах / В.П. Игнатьев, Е.А. Борисов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 5–13.

9. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. — М.: Дрофа, 1996. — 228 с.

10. Карпович, И.А. Влияние дистанционного обучения на метакогнитивные стратегии студентов при обучении иностранному языку в вузе / И.А. Карпович, Ю.В. Королева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). С. 151–156.

11. Климова, А.Р. Возможности реализации дистанционного образования с помощью Skype / А.Р. Климова, А.В. Васенкова // Вопросы педагогики. 2021. № 5–2. С. 157–161.

12. Колченко Л.В. Особенности внедрения информативно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 109–111.

13. Лебедева, Т.Ю. Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе / Т.Ю. Лебедева, Е.М. Пахомова, О.П. Новогрудская // Наука и образование: теоретический и практический потенциал: сб. материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 января 2021 г. — Чебоксары, 2021. — С. 56–58.

14. Макаев, В.В. Межкультурное образование — актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 2017. № 4. С. 3–10.

15. Мамчик, Н.П. Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся / Н.П. Мамчик, О.Л. Мазина, Н.В. Габбасова. Монография. — М., 2020. — С. 118–134.

16. Пушнова В.В. Дистанционное обучение: современное состояние и перспективы развития // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. 2020. № 2 (70). С. 33–39.

17. Расходова, И.А. Роль дистанционного обучения иностранному языку студентов вузов и применение дистанционных технологий как альтернативу традиционным методам обучениям / И.А. Расходова, И.Ф. Каримуллин // Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: сб. науч. трудов по итогам всерос. науч.-практ. конф., 27 марта 2020 г. / Казан. нац. исслед. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 2020. — С. 62–64.

18. Ружникова А.С. Дистанционная форма обучения как актуальный формат повышения квалификации в сфере социальной работы // Исследование современных проблем общества в контексте задач социальной работы и социальной безопасности: сб. науч. ст. студентов и преподавателей всерос. XIV открытой молодежной науч.-практ. конф., 24–25 апреля 2019 г. — М., 2019. — С. 78–84.

19. Секреты успеха дистанционного обучения / Ю.В. Семенихина [и др.] // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. учас., 18 сентября 2020 г. — Чебоксары, 2020. — С. 23–26.

20. Федеральный закон от 08.06.2020 № 164-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45574 (дата обращения: 11.04.2022).

21. Шилова Л.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов дистанционной формы обучения // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 209–212.

1. Andreev, A.A. Distance learning: essence, technology, organization / A.A. Andreev, V.I. Soldatkin. — M.: Publishing House MESI, 1999. — 196 p.

2. Bolotina. Distance learning as a new form of education // Humanitarian Bulletin. 2015. No. 2. pp. 27–34.

3. Weindorf-Sysoeva, M.E. Methods of distance learning: a textbook for universities / M.E. Weindorf-Sysoeva, T.S. Gryaznova, V.A. Shitova; under the general editorship of M.E. Weindorf-Sysoeva. — Moscow: Yurayt, 2018. — 194 p.

4. Dyrdin M.D. Organization of the educational process of distance learning // Distance learning: theory and practice: collection of scientific work. 2021. pp. 48–54.

5. Zaitsev, V.S. The use of Skype technology in distance learning / V.S. Zaitsev, E.I. Nikitenko, A.I. Nikitenko // Innovative scientific research: theory, methodology, practice. 2017. pp. 234–237.

6. Zubareva N.P. On the question of the correlation of the concepts of «distance education» and «distance learning» // Social processes in modern Russian society: problems and prospects: materials of the V All — Russian Scientific conference with international studies, April 23, 2021 — Irkutsk, 2021. — pp. 135–139.

7. Zubov A.V., Zubova I.I. Information technologies in linguistics: textbook. manual for students. lingv. factov higher. studies. institutions. — M.: Publishing center «Academy», 2004. — 208 p.

8. Ignatiev, V.P. Review and analysis of the use of distance learning technologies in Russian universities / V.P. Ignatiev, E.A. Borisov // Modern problems of science and education. 2021. No. 3. pp. 5–13.

9. Kaledina A.N., Kushelman N.V. Higher educational delusion. — M.: Bustard, 1996. — 228 p.

10. Karpovich, I.A. The influence of distance learning on the metacognitive strategies of students when teaching a foreign language at a university / I.A. Karpovich, Yu.V. Koroleva // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2021. No. 2 (35). pp. 151–156.

11. Klimova, A.R. The possibilities of implementing distance education using Skype / A.R. Klimova, A.V. Vasenkova // Questions of pedagogy. 2021. No. 5–2. pp. 157–161.

12. Kolchenko L.V. Features of the introduction of informative and communication technologies in the educational process of the school // The world of science, culture, education. 2009. No. 4 (16). pp. 109–111.

13. Lebedeva, T.Y. Features of distance learning in a comprehensive school / T.Y. Lebedeva, E.M. Pakhomova, O.P. Novogrudskaya // Science and education: theoretical and practical potential: collection of materials of the International Scientific and Practical conference, January 15, 2021 — Cheboksary, 2021. — pp. 56–58.

14. Makaev, V.V. Intercultural education — an actual problem of a modern school / V.V. Makaev, Z.A. Malkova, L.L. Suprunova // Pedagogy. 2017. No. 4. pp. 3–10.

15. Mamchik, N.P. Actual problems of education and health of students / N.P. Mamchik, O.L. Mazina, N.V. Gabbasova. Monograph. — M., 2020. — pp. 118–134.

16. Pushnova V.V. Distance learning: current state and prospects of development // Vestn. Astrakh. gos. tech. un-ta. 2020. No. 2 (70). pp. 33–39.

17. Raskhodova, I.A. The role of distance learning in a foreign language for university students and the use of distance technologies as an alternative to traditional methods of teaching / I.A. Raskhodova, I.F. Karimullin // Modern problems of philology, pedagogy and methods of teaching languages: collection of scientific papers on the results of the All-Russian scientific and practical conference, March 27 2020 / Kazan. nats. research. tech. A.N. Tupolev Univ. — Kazan, 2020. — Pp. 62–64.

18. Ruzhnikova A.S. Distance learning as an actual format of professional development in the field of social work // Research of modern problems of society in the context of tasks of social work and social security: collection of scientific articles of students and teachers of All Russia. XIV Open Youth Scientific and Practical Conference, April 24–25, 2019. — Moscow, 2019. — pp. 78–84.

19. Secrets of the success of distance learning / Yu.V. Semenikhina [et al.] // Pedagogy and psychology: prospects for development: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international. uchas., September 18, 2020 — Cheboksary, 2020. — pp. 23–26.

20. Federal Law No. 164-F3 of 08.06.2020 «On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Education» regarding the use of e-learning, distance learning technologies» [Electronic resource]. — Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45574 (date of reference: 11.04.2022).

21. Shilova L.V. Professionally-oriented teaching of foreign languages to distance learning students // Successes of modern science and education. 2016. No. 12. pp. 209–212.

Статья поступила 12.04.2022.

В настоящее время замечается тенденция перехода от очных форм обучения к дистанционным. Быстрое развитие информационных технологий ведет к изменению образовательной среды в целом. Многие страны уже давно применяют дистанционные технологии в обучении. Однако данная форма организации деятельности обучающихся до сих пор вызывает ряд вопросов и противоречий.

Информационные технологии активно внедряются в современное образование. Учитель при подготовке к урокам в школе использует разные мультимедийные инструменты: смартфоны, компьютеры, планшеты и многое другое [17, 62]. Технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому мы не может исключить тот факт, что уже в ближайшее время дистанционное обучение поднимется на новый уровень.

Внедрение дистанционной формы обучения становится главным для системы непрерывного образования, в которой технологические средства и информационные образовательные технологии позволяют не только изменить методику освоения большого количества информации, но и ввести подробную самооценку процесса обучения, а также повысить самообразовательную активность обучающихся [11, 158].

С недавнего времени тенденции в образовании направлены на полное или частичное введение дистанционных форм обучения, а в связи с настоящей эпидемиологической обстановкой применение дистанционного обучения стало неотъемлемой частью современного образования. В России данная форма приобрела особую популярность в 2020 г., после указа президента РФ В.В. Путина [20].

Введение и развитие дистанционного обучения в России привело к дискуссии об эффективности и результативности инновационных методов преподавания среди специалистов в абсолютно разных сферах деятельности [15, 118].

Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, которое имеет большие перспективы на пути своего дальнейшего развития. Это также связано и с введением новых федеральных государственных общеобразовательных стандартов, которые предполагают формирование универсальных учебных навыков, получающих свое развитие еще на уровне начальной школы [13, 56]. Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех школьников, которые проживают в маленьких городах или сельской местности.

Для Цитирования:
Макарова Евгения Владимировна, Вахрушева Марина Ивановна, Дистанционное обучение — феномен современного образования. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: