По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Дистанционная педагогика: применяемые научные подходы

Грязнова Елена Владимировна доктор философских наук, профессор Россия, 140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67, E-mail: egik37@yandex.ru
Хлап Анна Александровна преподаватель Россия, 140155, Московская обл., пгт. Электроизолятор, ул. Электроизолятор, д. 67, E-mail: egik37@yandex.ru

Предметом изучения являются научные подходы, применяемые в условиях дистанционной педагогики. Авторы рассматривают три основных подхода, применяемых в традиционной педагогике: деятельностный, личностно ориентированный и метапредметный. Затем анализируется специфика адаптации этих научных подходов обучения в условиях дистанционной педагогики. Особое внимание авторы уделяют сравнению положительных и отрицательных сторон применения этих подходов в традиционной и дистанционной педагогике. В исследовании авторы опираются на публикации ученых, изучающих проблемы применения различных научных теорий и подходов как в традиционной, так и в дистанционной педагогике. В качестве основных методов исследования используются методы анализа, сравнения, обобщения, изучение научных публикаций, диалектические принципы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что научные методы, применяемые в традиционной педагогике, достаточно легко адаптируются к условиям педагогики дистанционной. При этом в дистанционной педагогике удается нивелировать некоторые отрицательные стороны применения научных подходов обучения, проявляющиеся в традиционной педагогике.

Литература:

1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика / А.А. Андреев // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 113–117.

2. Грязнова Е.В. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования / Е.В. Грязнова, О.Ю. Скопинцева-Седаш // Педагогика и просвещение. — 2015. — № 1. — С. 59–66.

3. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? / Е.В. Грязнова // Философия и культура. — 2012. — № 7 (55). — С. 123–129.

4. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании ДО // Психология и психотехника. — 2014. — № 3. — С. 304–311.

5. Дейкало В.П. Дистанционное обучение: опыт организации, проблемы и пути решения / В.П. Дейкало, Н.Ю. Коневалова, Г.Г. Синьков, А.В. Гидранович, М.А. Дерябина, А.К. Жерносек, М.Г. Королев, В.В. Редненко, В.В. Сиротко, В.А. Таллер // Вестник ВГМУ. — 2013. — № 4. — С. 156–159.

6. Зеленов Л.А. Антропономия (Общая теория человека): Нижегородский философский клуб / Л.А. Зеленов. — Н. Новгород, 1991. — С. 36–48.

7. Канбекова Р.В. Реализация идей открытого образования в традиционной системе СПО / Р.В. Канбекова, А.Р. Байтимирова // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 12. — С. 3–4.

8. Осиленкер Л. Дистанционное и традиционное образование: социально-экономическая эффективность / Л. Осиленкер // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 114–118.

9. Семина М.В. Направленность современного образования с позиции компетентностного подхода / М.В. Семина // СИСП. — 2011. — № 3. — С. 19–26.

10. Таппасханова М.А. Особенности различных методов дистанционной педагогики высшего профессионального образования / М.А. Таппасханова, И.Б. Шульга // ПНиО. — 2013. — № 4. — С. 93–100.

11. Хан Е.Ю. Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании / Е.Ю. Хан // Теория и практика образования в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 228–234.

Сегодня дистанционная педагогика представляет собой направление в педагогике, в котором все субъекты педагогического процесса находятся на «дистанции», то есть на расстоянии. В условиях развития информационного общества дистанционная педагогика основывается на информационных компьютерных технологиях. Применение этих технологий в педагогике требует и соответствующих подходов в обучении, разработанных на научной основе.

Дистанционной педагогике предшествовало длительное развитие педагогики традиционной, в которой сегодня накоплен богатый опыт в применении различных научных теорий и подходов обучения [7; 9]. Изучение этой и другой литературы по данной проблеме показало, что наиболее часто в образовательном процессе используются теория деятельности и деятельностный подход, личностно ориентированный подход и метапредметная теория, комплексный или смешанный подход. Что же касается дистанционной педагогики, то на современном этапе своего развития она применяет различные научные теории и подходы, но чаще всего адаптирует вышеперечисленные традиционные теории обучения [1; 5; 8; 10]. Рассмотрим основные вопросы применения научных теорий и подходов в дистанционной педагогике.

В результате того, что система образования развивалась достаточно длительное время, в современном обществе сложились три основных направления ее реализации. Первое — это традиционное направление, в основе которого лежат «ручные» информационные технологии (книги, рукописи и т.д.). Оно начинает формироваться еще в архаическую эпоху и пик своего развития получает в индустриальном обществе. Второе — дистанционное, основанное на компьютерных информационных технологиях. История этого направления начинается в период становления информационного общества. И третье направление, так называемое «смешанное», использует оба вида информационных технологий. Здесь исторические рамки определить достаточно сложно, так как смешанные формы образовательных систем подразумевают совокупность очного и заочного образования, очного и дистанционного, а также различные вариации всех существующих форм образовательных систем. Все их мы, конечно же, рассмотреть не сможем в рамках данной работы. Нас интересует специфика адаптации основных научных подходов традиционной педагогики в рамках дистанционной, основанной на информационных компьютерных технологиях. Рассмотрим сначала суть основных научных подходов в традиционной педагогике.

Для Цитирования:
Грязнова Елена Владимировна, Хлап Анна Александровна, Дистанционная педагогика: применяемые научные подходы. Ученый совет. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: