Строительные машины все чаще оснащаются передовыми и современными технологиями. Большое значение в развитии и повышении эффективности сложных процессов механизации и автоматизации в строительстве имеет правильное управление и эксплуатация строительных машин. В процессе эксплуатации строительных машин случаются непредвиденные отказы, которые не только снижают производительность труда, но и приводят к экономическим потерям. Поэтому возрастает потребность в повышении надежности строительных машин, оперативном реагировании на изменения технического состояния машин и повышении эффективности их использования.
Подавляющее большинство машин, применяемых при строительстве и эксплуатации дорог, оснащены объемным гидроприводом. Более 50 % отказов таких машин приходится на элементы гидропривода. Очевидно, что повышение надёжности элементов гидропривода оказывает существенное влияние на эффективность эксплуатации строительных машин.
В период эксплуатации техническое состояние машины в целом и гидросистем, в частности, ухудшается, вызывая снижение производительности и качества функционирования, снижение мощности, повышение температуры рабочей жидкости, повышение уровня шума при работе машины. Основная причина, приводящая к вышеуказанному явлению — это повышенный износ конструктивных элементов, приводящий к увеличению зазоров между рабочими поверхностями деталей гидропривода. Если наружные повреждения достаточно легко обнаружить визуально, то внутренние дефекты можно выявить только при помощи неразрушающих методов контроля, диагностики. Общепризнанным является тот факт, что средства и методы технической диагностики являются наиболее перспективными для повышения эксплуатационной надежности техники.
Расчет риска отказа элементов гидросистемы определяется по следующей формуле:
R = P∙C,
где R — риск;
P — вероятность отказа;
C — затраты, необходимые для восстановления работоспособности конструктивного элемента с учетом потерь от простоев в ремонте.