Сегодня научная работа (проект) — неотъемлемая составляющая образовательной программы среднего профессионального образования.
Отличительной особенностью научного взгляда на мир является стремление понять и объяснить его, выявить законы и закономерности, которые лежат в основе процессов и явлений. Достигается это в науке сознательно, путем выдвижения конкретных целей и задач, применения определенных познавательных приемов (методов) и операций для их решения. Поэтому овладение в процессе обучения методами и формами научного мышления способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у студентов (будущих специалистов) таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность. Такой специалист, даже если он не станет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии.
В связи с этим научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях среднего профессионального образования [1]. Основная задача такой подготовки состоит в том, чтобы организовать систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению умственной культуры. Успешность и результативность научной работы определяется постановкой цели, задач, основных направлений научной деятельности, форм, методов и средств реализации. Без проведения научных исследований в области сестринского дела невозможно сформулировать стратегическое представление по вопросам развития сестринских служб лечебных учреждений, улучшения качества оказания сестринской помощи населению, рационального использования кадровых ресурсов, внедрения новых технологий деятельности сестринского персонала. Научные исследования в области сестринского дела пока еще необычное, новое и в то же время очень важное направление развития системы здравоохранения.
Сестринские научные исследования — систематический процесс изучения медицинскими сестрами клинической или управленческой проблемы, который проводится с целью получить новую информацию для улучшения помощи пациентам и разрешения проблемных ситуаций [2]. Участие в исследовании — это отличная возможность больше узнать о научной работе и эффективнее использовать ее результаты в практической деятельности. Известно, что наилучших результатов добиваются исследовательские группы, в которые входят медицинские сестры, владеющие научно-исследовательскими и практическими навыками. Исследовательская деятельность — деятельность, связанная с решением творческих задач и предполагающая наличие этапов, характерных для исследования в научной сфере (приобретение способности к исследовательскому типу мышления и активизации личностной позиции на основе приобретения новых знаний) [3]. В медицинских колледжах закладывается фундамент профессии медицинского работника, формируется менталитет, профессиональная ответственность, самостоятельность и творчество, духовность и культура. Тем самым создаются условия для подготовки конкурентоспособных специалистов. В числе основных направлений развития среднего профессионального образования научноисследовательская работа студентов и иная их творческая деятельность названы как приоритетные.