В последние годы российская дипломатия все в большей степени сталкивается с необходимостью переосмысливания новых политических реалий и выработки адекватных реакций на процессы, которые набирали силу раньше, а сегодня превратились в решающие факторы в сфере обеспечения национальных интересов нашей страны. Это и события на Украине, «замороженные» отношения с НАТО, предельно обострившиеся отношения с США, узел непростых проблем на Ближнем Востоке, неоднозначные тенденции в развитии связей с союзниками и партнерами на пространстве ОДКБ и СНГ. Горизонты стратегического планирования возможных дипломатических инициатив существенно сужаются не только в связи с неблагоприятными внешними факторами, но и обусловлены экономическими и другими внутренними проблемами государства.
Основу решений, которые предстоит принимать политикам, дипломатам и военным в самом ближайшем будущем, должны составлять национальные интересы и национальная безопасность России.
Государства — это «холодные чудовища» (фр. monstres froids), внушал своему сюзерену Людовику XIII кардинал А. Ж. дю Ришелье, государственный секретарь по военным и иностранным делам, а затем глава правительства Франции в XVII в. С тех пор изменилось многое, но важной дипломатической константой остается понимание, что места для чувств и сантиментов в международной политике не должно быть, все отношения базируются исключительно на интересах безопасности страны.
Понятие «национальная безопасность» в России стало использоваться в сравнительно недавно, хотя этот термин появился в международной практике с 1947 г., когда в США приняли Закон «О национальной безопасности». В последующие годы базовое понятие «национальная безопасность», изначально воспринимавшееся в основном как безопасность военно-политическая и нацеленная главным образом на контроль над вооружениями, стало приобретать мощный интегративный контекст и рассматриваться через призму национальных интересов. В результате понятие «национальная безопасность» сегодня включает в себя широкий комплекс проблем внутреннего и внешнего порядка. Общая структура национальной безопасности, включающая «физическую и социальную часть», достаточно подробно разработана в работе А. А. Прохожева «Национальная идеология и национальная безопасность России»1 и некоторых других научных исследованиях.