По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Диплом на полке

Анна Протасюк «Пять углов»

Иметь диплом сегодня — норма жизни. Идея о необходимости высшего образования так сильно закрепилась в обществе, что современным школьникам и студентам кажется, что светлого будущего без «корочки» им не видать как своих ушей. В теории в вузе должны дать знания, необходимые для дальнейшей работы. Но теория, к сожалению, далека от практики. Об этом недвусмысленно говорит статистика: только четверть выпускников работают по специальности.

Молодые специалисты устраиваются на работу, которая никак не связана с тем, чему их учили. При этом в среднем на высшее образование уходит пять лет. Выходит, столько времени студенты тратят впустую? Ведь шутки про работу в «Макдоналдсе» с красным дипломом уже не кажутся такими веселыми.

«Думаю, проблема российского образования не в том, что выпускники работают не по специальностям, а в том, что эти специальности настолько узкие, по ним готовить и работать очень сложно, — говорит микрохирург Артур Нагорный. — Я учился в медицинском вузе и сейчас работаю по специальности. Еще будучи школьником, я понимал, что это единственное направление, где всерьез готовят студентов. Обучение там — долгий процесс, включающий в себя интернатуру в клиниках. На других направлениях нет такого. Но университет не должен готовить к узкой специальности — в вузе нужно готовить студента к тому, чтобы он потом сам успешно научился всему на работе».

Почему же возникает дисбаланс?

Во-первых, человек после школы еще не особо понимает, кем он хочет стать. В школе отсутствует профориентация, некоторым школьникам все равно, куда поступать.

Во-вторых, сохраняется вера в необходимость получения диплома. Многие считают, что главное — его получить, а уже потом решить, как его использовать. Потому что, как известно, без бумажки ты букашка.

В-третьих, зачастую университет и специальность выбираются исходя из низкого проходного балла или стоимости обучения. Ученик потом понимает, что выбранная профессия — совсем не то, чему бы хотелось посвятить жизнь. Тогда учащийся находит выход — работу не по специальности.

Либо, чтобы найти хорошую работу в наше время, нужны связи. Тогда из-за «корочки» и опыта можно «не париться».

«Я получила высшее экономическое образование, — рассказывает недавняя выпускница Елена Царенко. — Сейчас работаю на 50 % по специальности, но на все 100 не хотела бы. Однако думаю, что вуз дал все необходимые знания и умения для работы. С детства знала, кем работают мама и бабушка, и понимала, что и мне туда же. Я не считаю, что диплом о высшем образовании гарантирует хорошую работу. В наше время надо иметь еще и хватку, наглость, очень много значат связи. Но сам процесс получения высшего образования необходим, потому что получаешь много информации, расширяется круг общения и заводишь полезные знакомства».

Для Цитирования:
Анна Протасюк, Диплом на полке. Служба занятости. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: