Обыкновенная щука Esox lucius, Linnaeus, 1758 — циркумполярный вид [15– 17]. В России встречается практически повсеместно, за исключением севера Таймыра и Ямала, побережья Чукотки, Берингова и Охотского морей, а также бассейна реки Амур [3]. На юге Западной Сибири населяет разнотипные водные объекты [7; 8; 12], издавна известна как объект рыбного промысла [9]. В настоящее время значение вида в уловах невелико и составляет от 1–7% общего объема добычи рыбы в озерах региона [2; 6] до 18% в крупных реках — Оби и Иртыше [1; 6]. Служит объектом любительского рыболовства, составляя в уловах рыбаков-любителей на реке Оби до 51% [14]. Щука — эврибионтный вид, обитает как в озерах, так и в реках, исключительно хищник. Нерестится ранней весной, сразу после распаления льда, на залитых паводковыми водами мелководьях. Субстратом преимущественно служит прошлогодняя луговая растительность.
В бассейне Верхней Оби до создания Новосибирского водохранилища щука была обычным видом, концентрируясь в протоках, курьях и пойменных озерах [5]. В первые годы существования водохранилища уловы щуки в нем были значительны, однако через 10 лет после заполнения водоема численность ее упала [11]. Возможно, в связи с низкой численностью вида интерес исследователей к нему долгие годы был невысок — имеющиеся в литературе данные об особенностях биологии щуки, в частности ее размерных характеристиках в Новосибирском водохранилище, относятся к самому раннему периоду формирования ихтиоценоза водоема, к 1958–1959 годам [10]. В последние годы на Новосибирском водохранилище резко усилилось любительское рыболовство, важным объектом которого является щука.
Цель исследования: анализ динамики промысла и современного состояния популяции щуки в Новосибирском водохранилище.
Основой настоящего исследования послужили данные, собранные в ходе мониторинга состояния водных биологических ресурсов в Новосибирском водохранилище Новосибирским филиалом ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» и используемые для подготовки материалов, обосновывающих рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. Кроме того, использованы архивные материалы института и сведения официальной рыбопромысловой статистики.