Статья поступила 11.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 07.03.2025 г.
Тема статьи включает в себя несколько понятий, которые требуют уточнения в данном контексте.
Понятие «социальная общность» рассматривается в статье, как объединение людей, которое задано определённым способом их постоянной взаимосвязи и выступает в качестве коллективного объекта общественного действия. При этом ведущими признаками социальной общности выступают: взаимодействие между индивидами; наличие сходных потребностей и интересов; общий тип поведения [6].
Понятие «динамика» (в данном случае, динамика социальных общностей) – это процесс функционирования, постоянного изменения, в том числе эволюции, общества и его социальных структур.
«Информатизация» понимается, как глобальный процесс, который изменяет облик современного мира, проникая в различные сферы деятельности и повседневной жизни людей, приводя к изменениям форм производственных и бизнес-процессов, форм образования, здравоохранения, культуры, форм общественных связей (социальные сети, цифровые медиа и онлайн-платформы для обмена информацией) [3].
Таким образом, «динамика социальных общностей в условиях информатизации» рассматривается в статье, как процесс постоянного изменения объединений людей, которые заданы способом их взаимосвязи в цифровом пространстве и которые выступают в качестве коллективного субъекта общественного действия. При этом в определении учитываются только те социальные общности, для которых специфична сетевая коммуникация. Иные — рабочие, служащие, ученые, студенты и т.п. — не учитываются, так как данные социальные группы характерны и для индустриального, и для постиндустриального общества.
Такой подход обусловлен не субъективным выбором, но объективными обстоятельствами, так как в информационном обществе все каналы коммуникации уступают по своей значимости и силе воздействия Интернету. В 2022 г. число его пользователей составило 4,9 млрд человек — 69% населения мира, в 2024 г. — уже 5,5 млрд человек[footnote]1[/footnote] (для сравнения: в 2000 г. число сетевых пользователей составляло всего 361 млн человек — 6% населения мира). Причем, это число растет каждый год примерно на 4% — то есть, на 196 млн человек [5]. Существенно (а именно на 62%) увеличилось и время пребывания в Сети — если в 2012 г. оно составляло 90 минут в день, то в 2020 г. — примерно 17 часов в неделю. Среди этих людей — и пожилые, практически не пользующиеся Интернетом, и дети. Поэтому время активных в техническом плане граждан доходит до 50-70 часов в неделю. А время работающих посредством онлайн технологий — до 180 часов.