По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.4 DOI:10.33920/nik-02-2509-06

Динамика социальных общностей в условиях информатизации

Костин Виктор Владимирович аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета по научной специальности 5.4.6. «Социология культуры», 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: kosvic11@mail.ru

В статье показано, что динамика социальных общностей в информационном обществе обладает существенной спецификой, связанной со структурой самого Интернета — ризоматической, не завершенной, находящейся в состоянии постоянных изменений. В статье социальная динамика в условиях информации рассматривается, как специфическая система взаимодействий людей именно в Сети, где подобное взаимодействие осуществляют представители разных социальных групп, в том числе, тех, чья основная деятельность определена индустриальными и постиндустриальными факторами.

Литература:

1. Аристархова И.Л. (1998) Текл Ш. Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета. Turkle S. life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 347 с // Социологический журнал. — № 3-4. — С. 1–7.

2. Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ. — 608 с.

3. Митрофанов Е.А. (2007) Процесс информатизации общества // Вестник ЧГУ. №4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessinformatizatsii-obschestva (дата обращения: 04.02.2025).

4. Наумова Т.А. (2007) Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве. Автореферат… на соиск. уч. ст. канд. психологических наук. — Ярославль. — 22 с.

5. Пользователи Интернета по странам в 2024 году [Электронный ресурс]. — URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/internet-users-by-country (дата обращения: 04.02.2025).

6. Понятия и виды социальных общностей // Справочник социологии [Электронный ресурс]. — URL: https://studwork.ru/spravochnik/sociologiya/ponyatie-ividy-socialnyh-obshchnostey (дата обращения: 04.02.2025).

7. Рейнгольд Г. (2006) Умная толпа: новая социальная революция / Говард Рейнгольд. Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС. — 416 с.

8. Castells M. (2004) Informationalism, networks, and the network society: a theoretical blueprint / M. Castells // The network society: a cross-cultural perspective / edited by M. Castells. — Cheltenham; Northampton, MA Elgar. — Р. 3–49.

9. Pickering J. M. and J. King (1995). Hardwiring Weak Ties: Interorganizational Computer-Mediated Communication, Occupational Communities, and Organizational Change // Organization Science, 6(4). — Р. 479–486.

1. Aristarkhova I.L. (1998) Turkle S. life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 347 p. // Sociological Journal. — No. 3-4. — P. 1–7.

2. Castells M. (2000) Information Age: Economy, Society, Culture / M. Castells; trans. from English under scientific ed. O.I. Shkaratan. — Moscow: State University Higher School of Economics. — 608 p.

3. Mitrofanov E.A. (2007) The Process of Informatization of Society // Bulletin of ChSU. No. 4 [Electronic resource]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessinformatizatsii-obschestva (date of access: 02/04/2025).

4. Naumova T.A. (2007) The image of the "I" of Internet-dependent and Internetindependent social agents in virtual space. Abstract ... for a Ph.D. in Psychology. — Yaroslavl. — 22 p.

5. Internet users by country in 2024 [Electronic resource]. — URL: https:// worldpopulationreview.com/country-rankings/internet-users-by-country (date of access: 02/04/2025).

6. Concepts and types of social communities // Handbook of Sociology [Electronic resource]. — URL: https://studwork.ru/spravochnik/sociologiya/ponyatie-i-vidysocialnyh-obshchnostey (date accessed: 04.02.2025).

7. Reingold G. (2006) The Smart Crowd: A New Social Revolution / Howard Reingold. Translated from English by A. Garkavy. — Moscow: FAIR-PRESS. — 416 p.

8. Castells M. (2004) Informationalism, Networks, and the Network Society: a Theoretical Blueprint / M. Castells // The Network Society: a Cross-Cultural Perspective / edited by M. Castells. — Cheltenham; Northampton, MA Elgar. — Р. 3–49.

9. Pickering J. M. and J. King (1995). Hardwiring Weak Ties: Interorganizational Computer-Mediated Communication, Occupational Communities, and Organizational Change // Organization Science, 6(4). - R. 479–486.

Статья поступила 11.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 07.03.2025 г.

Тема статьи включает в себя несколько понятий, которые требуют уточнения в данном контексте.

Понятие «социальная общность» рассматривается в статье, как объединение людей, которое задано определённым способом их постоянной взаимосвязи и выступает в качестве коллективного объекта общественного действия. При этом ведущими признаками социальной общности выступают: взаимодействие между индивидами; наличие сходных потребностей и интересов; общий тип поведения [6].

Понятие «динамика» (в данном случае, динамика социальных общностей) – это процесс функционирования, постоянного изменения, в том числе эволюции, общества и его социальных структур.

«Информатизация» понимается, как глобальный процесс, который изменяет облик современного мира, проникая в различные сферы деятельности и повседневной жизни людей, приводя к изменениям форм производственных и бизнес-процессов, форм образования, здравоохранения, культуры, форм общественных связей (социальные сети, цифровые медиа и онлайн-платформы для обмена информацией) [3].

Таким образом, «динамика социальных общностей в условиях информатизации» рассматривается в статье, как процесс постоянного изменения объединений людей, которые заданы способом их взаимосвязи в цифровом пространстве и которые выступают в качестве коллективного субъекта общественного действия. При этом в определении учитываются только те социальные общности, для которых специфична сетевая коммуникация. Иные — рабочие, служащие, ученые, студенты и т.п. — не учитываются, так как данные социальные группы характерны и для индустриального, и для постиндустриального общества.

Такой подход обусловлен не субъективным выбором, но объективными обстоятельствами, так как в информационном обществе все каналы коммуникации уступают по своей значимости и силе воздействия Интернету. В 2022 г. число его пользователей составило 4,9 млрд человек — 69% населения мира, в 2024 г. — уже 5,5 млрд человек[footnote]1[/footnote] (для сравнения: в 2000 г. число сетевых пользователей составляло всего 361 млн человек — 6% населения мира). Причем, это число растет каждый год примерно на 4% — то есть, на 196 млн человек [5]. Существенно (а именно на 62%) увеличилось и время пребывания в Сети — если в 2012 г. оно составляло 90 минут в день, то в 2020 г. — примерно 17 часов в неделю. Среди этих людей — и пожилые, практически не пользующиеся Интернетом, и дети. Поэтому время активных в техническом плане граждан доходит до 50-70 часов в неделю. А время работающих посредством онлайн технологий — до 180 часов.

Для Цитирования:
Костин Виктор Владимирович, Динамика социальных общностей в условиях информатизации. Ученый совет. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: