По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.96

Динамика представлений о здоровье и мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных организаций

Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва
Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, E-mail: leoden51@mail.ru
Литвинова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, директор, Зеленоградское отделение государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва, E-mail: litsveta_@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва, E-mail: sjelene@yandex.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования динамики представлений и мотивации школьников к здоровью и здоровому образу жизни в рамках реализации экспериментального проекта «Разработка и апробация системы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения деятельности автономного центра здоровья образовательной организации».

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.

2. Денисов Л. А. Создание автономных центров оценки здоровья в образовательных учреждениях (на примере г. Зеленограда). Серия «Социальная педиатрия» Выпуск 14. // Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации (проект политической партии «Единая Россия» «Россия: мы должны жить долго») / под ред. Т. В. Яковлевой и В. Ю. Альбицкого. — М.: ООО «М-Студио», 2011. — С. 77–96.

3. Денисов Л. А., Елисеев А. П., Савичева Н. М. Внедрение методов донозологического контроля в практику работы школ // Санитарный врач. — 2009. — № 9. — С. 34–40.

4. Авраменко В. Г., Денисов Л. А., Литвинова С. Н., Нехорошева Е. В. Гендерно-возрастные особенности отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни // Санитарный врач. — 2016. — № 12. — С. 14–28.

5. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 745–748.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) формирование у школьников установки на безопасный здоровый образ жизни и ценности здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) является обязательным личностным результатом среднего общего образования в отношении здоровья и здорового образа жизни [1]. Современный выпускник школы, наряду с другими личностными компетенциями, должен осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, должен иметь сформированную ценность здоровья и здорового образа жизни и уметь реализовать эту ценность в своей жизнедеятельности.

Исследования состояния здоровья современных школьников, а также их отношения к здоровью и здоровому образу жизни показывают, что образование может выступать как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Современное состояние здоровьесберегающей практики в образовательных организациях в сочетании со стабильным ростом так называемых «школьных» болезней и «устранением» органов здравоохранения от первичной профилактики в образовательных организациях и ранней диагностики обуславливают необходимость более активного вовлечения педагогов в этот процесс, поиск и внедрение новых подходов к сохранению и укреплению здоровья школьников.

С целью решения задачи формирования здоровьесберегающей образовательной среды и здорового образа жизни обучающихся в Зеленоградском АО г. Москвы в 2015–2016 учебном году совместными усилиями лаборатории развития личности и здоровьсбережения МГПУ и образовательных организаций был реализован проект «Разработка и апробация системы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения деятельности автономного центра здоровья (АЦЗ) образовательной организации». В основу проекта легла концепция «Автономный центр здоровья образовательной организации», предполагающая внедрение инновационных технологий оценки здоровья обучающихся, партнерское внутриорганизационное и межведомственное взаимодействие по вопросам сохранения и укрепления здоровья, подбор и реализацию адекватных форм педагогического формирующего воздействия [2, 3]. Наряду с проводимой силами педагогов донозологической диагностики школьников изучались особенности их образа жизни с позиций его соответствия здоровому образу жизни [4]. По результатам мониторинга в экспериментальных образовательных комплексах были сформированы и реализованы программы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения школьников, входящих в группы риска. По итогам выполненной со школьниками работы было проведено повторное обследование здоровья обучающихся и повторное анкетирование с целью оценки отношения обучающихся к здоровому образу жизни. Анализ динамики полученных результатов позволил не только оценить результативность проведенной здоровьесберегающей практики, но и выявить наиболее актуальные направления деятельности по формированию культуры здоровья учащихся общеобразовательных организаций.

Для Цитирования:
Авраменко Вера Григорьевна, Денисов Леонид Анатольевич, Литвинова Светлана Николаевна, Нехорошева Елена Владимировна, Динамика представлений о здоровье и мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Санитарный врач. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: