Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) формирование у школьников установки на безопасный здоровый образ жизни и ценности здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) является обязательным личностным результатом среднего общего образования в отношении здоровья и здорового образа жизни [1]. Современный выпускник школы, наряду с другими личностными компетенциями, должен осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, должен иметь сформированную ценность здоровья и здорового образа жизни и уметь реализовать эту ценность в своей жизнедеятельности.
Исследования состояния здоровья современных школьников, а также их отношения к здоровью и здоровому образу жизни показывают, что образование может выступать как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Современное состояние здоровьесберегающей практики в образовательных организациях в сочетании со стабильным ростом так называемых «школьных» болезней и «устранением» органов здравоохранения от первичной профилактики в образовательных организациях и ранней диагностики обуславливают необходимость более активного вовлечения педагогов в этот процесс, поиск и внедрение новых подходов к сохранению и укреплению здоровья школьников.
С целью решения задачи формирования здоровьесберегающей образовательной среды и здорового образа жизни обучающихся в Зеленоградском АО г. Москвы в 2015–2016 учебном году совместными усилиями лаборатории развития личности и здоровьсбережения МГПУ и образовательных организаций был реализован проект «Разработка и апробация системы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения деятельности автономного центра здоровья (АЦЗ) образовательной организации». В основу проекта легла концепция «Автономный центр здоровья образовательной организации», предполагающая внедрение инновационных технологий оценки здоровья обучающихся, партнерское внутриорганизационное и межведомственное взаимодействие по вопросам сохранения и укрепления здоровья, подбор и реализацию адекватных форм педагогического формирующего воздействия [2, 3]. Наряду с проводимой силами педагогов донозологической диагностики школьников изучались особенности их образа жизни с позиций его соответствия здоровому образу жизни [4]. По результатам мониторинга в экспериментальных образовательных комплексах были сформированы и реализованы программы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения школьников, входящих в группы риска. По итогам выполненной со школьниками работы было проведено повторное обследование здоровья обучающихся и повторное анкетирование с целью оценки отношения обучающихся к здоровому образу жизни. Анализ динамики полученных результатов позволил не только оценить результативность проведенной здоровьесберегающей практики, но и выявить наиболее актуальные направления деятельности по формированию культуры здоровья учащихся общеобразовательных организаций.