Современная геополитическая ситуация, получившая адекватную характеристику в новой концепции внешней политики РФ от 31 марта 2023 г., выдвигает перед российской дипломатией потребность в осмыслении ею задач, вытекающих из тех условий, в которых ей предстоит действовать. Причем это осмысление касается оценки периода после окончания холодной войны, причин украинского кризиса, целей коллективного Запада в нем и современного этапа взаимодействия с внешним миром. Президент, отвечая 14 декабря 2023 г. на вопрос корреспондента о том, что бы он пожелал «Путину образца 2000 г. и от чего его предостерег бы», сказал, что он бы предостерег «от наивности и избыточной доверчивости в отношении наших так называемых партнеров». Как раз этого в нашей дипломатической деятельности было предостаточно. Из этого урока нужно делать серьезные выводы, чтобы не впасть в очередную волну наивности в условиях нового, исторически обусловленного геополитического перелома, последствия которого подлежат еще расшифровке.
Трудно понять, чем были обусловлены после распада СССР внешнеполитические установки по «вхождению России в мировую систему», в мировую экономику. С одной стороны, мировое сообщество признало за Россией статус правопреемника и продолжателя СССР, что означало, что Россия взяла на себя обязательство выполнять все международные договоры, под которыми стоят подписи представителей советской стороны. И, следовательно, новый геополитический субъект в лице независимой и самостоятельной России взял на себя ответственность за то, чтобы распад СССР, из недр которого вышло 15 новых государственных образований, не стал источником политической и экономической нестабильности и напряженности. Россия не переоформляла свое членство в ООН, за ней сохранялся статус постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вета. Тогда о каком вхождении в мировую систему могла идти речь?! Подобная постановка изначально закладывала ущербность внешней политики РФ и она ощущалась на протяжении всех 90-х гг. и даже позднее. В практическом плане это выразилось в 18-летнем принятии России в ВТО, в неоконченном процессе приема в ОЭСР (в отличие от ВТО эта структура обеспечивает интересы группы государств, а не мировое сообщество) и многих других акциях. Неверно было бы рассматривать первое десятилетие внешнеполитической деятельности страны после приобретения независимости только в негативном ключе: позиция и действия России по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве, югославскому конфликту указывали на выработку и проведение самостоятельного внешнеполитического поведения. Нарастало и противодействие расширению НАТО, придания ему «глобализации», т. е. расширения географических рамок его деятельности.