По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-02-2308-01

Диалог культур и духовно-нравственные ценности современной молодежи Республики Казахстан

Майлыкутова Мария Джумакоджаевна старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии факультет философии и политологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби, 050040, Республика Казахстан, Алматы, проспект Aль-Фараби 71, эл. адрес: mm1210@mail.ru

Статья посвящена проблемам диалога культур, духовно-нравственных и смысложизненных ценностей современной молодежи. Интеграция, глобализация оказывают сегодня решающее влияние на все сферы человеческой жизни — экономику, культуру, образование, воспитание. Cегодня мы живем в реальности ХХI века — века цифровизации и информатизации, которая существенно изменила культуру и стратификацию общества, при этом нужно понимать, что наша молодежь не монолитна и не однотипна. Она является зеркальным отражением той социальной пирамиды, которая существует в Казахстане. В конечном счете, как и везде, у нас тоже есть как «золотая молодежь», так и «аутсайдеры», есть городская молодежь, сельская, безработная и самозанятые. Есть политически активная, маргинальная и пассивная, космополитичная и консервативная, светская и религиозная молодежь. Поэтому сейчас чрезвычайно важно понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют их культуру, представления о настоящем, их жизненные стратегии, планы на будущее. В статье рассматривается комплекс мировоззренческих, концептуально-теоретических, социокультурных проблем, связанных с социально-философским и культурологическим аспектом, осмыслением политической социализации и культуры как интегральной характеристики социальной сферы жизни современного казахстанского общества. Анализируется генезис, структура, динамика, институциональные формы и нормативно-ценностное содержание политической социализации и культуры молодежи Казахстана, обусловленные национальными традициями политической культуры.

Литература:

1. Аубакирова Ж.Т. Этнос и культура: проблемы социокультурного анализа (Мониторинг межэтнических отношений в Казахстане: опыт, эффективность и перспективы): Материалы международного научно-практического семинара. Алматы, 23–24 мая 2001. — Астана: 2001. — С. 164–170.

2. Айдарбеков З.С., Сарсенов Б.А. Культура труда и социальная адаптация молодых инвалидов. Учебное пособие КазУМОиМЯ им Абылай хана-Алматы: 2021. — Tandem-2. — С. 196

3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. — 2000. — № 3. — С. 124–128.

4. Курганская В.Д. Актуальные проблемы межэтнических отношений в Казахстане: опыт аналитических исследований. Материалы международного научно-практического семинара. — Астана, 2001.

5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУП, 2000. — 519 с.

6. Шулембаев К.Ш. Образ жизни. Религия. Атеизм: Общее и особенное в образе жизни и религиозных верованиях казахов и вопросы атеистического воспитания. — Алма-Ата: Казахстан, 1983.

1. Aubakirova ZH.T. Etnos i kul'tura: problemy sotsiokul'turnogo analiza (Monitoring mezhetnicheskikh otnosheniy v Kazakhstane: opyt, effektivnost' i perspektivy): Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara. Almaty, 23–24 maya 2001. — Astana: 2001. — S. 164–170.

2. Aydarbekov Z.S., Sarsenov B.A. Kul'tura truda i sotsial'naya adaptatsiya molodykh invalidov. Uchebnoye posobiye KazUMOiMYA im Abylay khana-Almaty: 2021. — Tandem-2. — S. 196

3. Karpukhin O.I. Molodezh' Rossii: osobennosti sotsializatsii i samoopredeleniya // Sotsiologicheskiye issledovaniya. — 2000. — № 3. — S. 124–128.

4. Kurganskaya V.D. Aktual'nyye problemy mezhetnicheskikh otnosheniy v Kazakhstane: opyt analiticheskikh issledovaniy. Materialy mezhdunarodnogo nauchnoprakticheskogo seminara. — Astana, 2001.

5. Lisovskiy V.T. Dukhovnyy mir i tsennostnyye oriyentatsii molodezhi Rossii: Uchebnoye posobiye. — SPb.: SPbGUP, 2000. — 519 s.

6. Shulembayev K.SH. Obraz zhizni. Religiya. Ateizm: Obshcheye i osobennoye v obraze zhizni i religioznykh verovaniyakh kazakhov i voprosy ateisticheskogo vospitaniya. — Alma-Ata: Kazakhstan, 1983.

ВВЕДЕНИЕ

Как изменится мир и молодежь в ближайшие годы? Каждый из нас в юные годы часто задумывается о смысле жизни, как строить свою жизнь и взаимоотношения с окружающим миром, как стать успешным в современном мире. Нередко повседневная суета, забота о материальных благах затмевают духовные потребности подрастающего поколения. То, в какое время мы живем, определяет и наше будущее. Думая о будущем, государство понимает, что за политическими и экономическими реформами нельзя забывать, как идет процесс формирования нового поколения казахстанских граждан, ее адаптация к новым условиям. Задачи культурного наследия связаны с формированием духовно-нравственного сознания подрастающего поколения, совершенствованием знаний детей о традициях и обычаях казахского народа, повышением интереса к отечественной истории, богатствам искусства и культуры нации, уважением к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям населяющих его других этносов.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА

В ХХI веке мир неимоверно изменился, наступили более сложные времена, которые ставят новые задачи, чрезвычайно ответственные и безотлагательные, требующие серьезного диалога культур. Демократия — это высокая политическая культура, и ей нужны креативная элита с хорошим образованием и создание лифтов для талантливой молодежи. Человечество сегодня все еще подвержено войнам этно-религиозного и социального характера, и только духовное единение этносов, межэтнический и межконфессиональный диалог, способны сохранить стабильность и гражданский мир. Сегодня этому вопросу придается важное значение, а религия является определяющим элементом этнокультурной идентичности, в процессе которой представители всех этнических групп не только изучают культуру, традиции и обычаи друг друга, но и перенимают их. Именно молодежь является наиболее уязвимой для различных деструктивных влияний. Сегодня нам необходимо вложить все свои способности и знания в первую очередь в подрастающее поколение, в дело возрождения и развития духовности, культуры и традиций, что является ключевым фактором формирования нашего духовного единства и казахстанской идентичности.

Идейно-ценностные ориентиры молодежи, убеждения, верования, социализация и установки формируются под мощным воздействием политических технологий, обладающих богатейшим арсеналом методов манипуляции сознанием. Наряду с этим возникают вопросы о том, как, не конфликтуя, сохранить свои национальные скрепы, духовные ценности в эпоху глобализации, язык, как установить диалог культур этносов, конфессий, как сохранить их согласие и единство. «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной», — эти слова американского философа и поэта Ральфа Эмерсона очень точно характеризуют важность этой проблемы.

Как уберечь современную молодежь от навязанных Западом ценностей? На какие ключевые аспекты воспитания молодежи должны обращать внимание родители, педагоги в современном мире? Патриотом или не патриотом ребенка воспитывает история, общество, окружающий мир. Семья — ключевая, но только одна из воспитывающих сущностей, где закладываются основы уважения к своему Отечеству, любовь к месту рождения, малой родине, дому, конечно, формируется по тому, что он видит вокруг. Всем нам нужно задуматься об этом, способствовать проявлению еще в школьном подростке гуманности, патриотизма и гражданственности, воспитать в нем стремление к творчеству, красоте, добру. Это важная задача, стоящая перед отечественным образованием и педагогикой.

С давних времен дружба, доверие, диалог различных культур, солидарность и сплоченность стали привычными для каждого казахстанца, исторически признанной данностью. Вместе с тем, опыт взаимодействия между различными культурами в Казахстане имеет свои особенности. Так исторически сложилось в ХХ веке, что в советский период в Казахстан на поднятие целинных земель приехали более 5,5 млн человек и окончательно сложился многонациональный состав нашей республики. Сейчас Казахстан вовлечен в орбиту мирового экономического кризиса, растут социальные, в том числе и этнические риски. Примеры этому мы видим по всему миру, на Ближнем Востоке и в Европе. Мировой опыт показывает, что стабильности добиваются те страны, у которых есть сильное стратегическое планирование и нацеленные на его реализацию государство и общество. Начало ХХI века ознаменовалось кардинальными изменениями в общественной жизни многих стран, цветными революциями, информационными и гибридными войнами. Все яснее обозначается конфликт культурного большинства и меньшинства, формирующийся на основе противостояния по принципу «свой» и «чужой. Поликультурное общество бросает серьезный вызов идеологии национального государства.

Опыт истории убедительно показывает, что без глубоких изменений в политическом и культурном сознании людей невозможны никакие общественные перемены. Пандемия Ковид-19 показала, что у всех стран мира есть гораздо больше общего, чем мы ранее полагали, и только вместе мы сможет разрешить многие из проблем, стоящих перед человечеством, и найти ответы на вызовы современности. Наша задача — всем вместе приблизиться к решению этих задач! Принципиальным является акцент на диалог культур и развитие человеческого капитала, поскольку при помощи только финансовых ресурсов проблему повышения глобальной конкурентоспособности страны не решить.

Формирование у молодежи межкультурных компетенций способствует установлению диалога в мультикультурном обществе и играют важную роль в процессе обучения и совместного проживания в условиях нарастающей глобализации и способствуют снижению рисков конфликтов и культурной фрагментации общества. В XXI веке только толерантная, интеллектуальная и конкурентоспособная нация может рассчитывать на успех, и эта простая истина стала нравственным императивом общества, основой для гармоничного развития межэтнических отношений и условий для реализации интересов казахстанских этносов на всех уровнях политической системы страны. Более, чем за три десятилетия Казахстан стал образцовой моделью национального успеха для новых независимых стран! Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом — этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства.

Целью диалога культур и мультикультурного образования молодежи, является формирование самостоятельной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтнической и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием своеобразия других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований. В итоге диалог культур во многих странах стал неотъемлемой частью культурной политики, так как чрезвычайно важно понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, их жизненные стратегии, планы и установки на будущее.

Современная казахстанская молодежь, как и молодое поколение других стран Евразии, вступает в жизнь в сложных условиях девальвации многих традиционных ценностей и формирования новых социальных отношений и нормативно-ценностных представлений. В этих условиях могут формироваться самые разные системы идейно-ценностных ориентаций молодежи. Безусловно, религиозные верования влияют на образ жизни индивида и общества в целом. Казахский философ К.Ш. Шулембаев, подчеркивая тесную связь образа жизни с мировоззрением подчеркивает: «Образ жизни личности представляет интерес потому, что человек — это не абстрактная единица, он выступает как индивидуализированная «совокупность общественных отношений» со сложными психологическими, индивидуально физическими, физиологическими и другими особенностями. Поскольку личность находится в постоянно меняющихся, динамических связях с социальной средой, постольку характер ее образа жизни обусловлен общественным бытием. Но личность, обладая в своем духовном развитии относительной самостоятельностью, может иметь индивидуальноспецифическое в своем образе жизни, отличающее ее, данную личность, от других» {6, c. 14].

Известный российский социолог В.Т. Лисовский представляет разный спектр идейно-ценностных ориентиров современной российской молодежи в следующих основных модальностях: «Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени», когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «всё и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем» [5, c. 43].

В настоящее время концепция мультикультурализма достаточно хорошо рассмотрена в рамках социо-гуманитарных исследований зарубежных исследователей, но при этом в казахстанской научной дискуссии еще мало крупных теоретических изысканий, в которых мультикультурализм рассматривался бы как культурологическая проблема. По мнению казахстанского философа В.Д. Курганской, мультикультуральное общество, представляя собой этнически и культурно гетерогенную среду, не является гармоничным по определению. Мультикультурализм, отказывающийся от идеи доминирующей культуры как обязательного ориентира перифирических культур, от противопоставления меньшинства и большинства в сфере культуры, — это, действительно, реальный вызов для государственной и культурной идентичности [4, c. 79]. Стандартное использование западных моделей мультикультурализма для Казахстана, имеющего высокий уровень культурного многообразия, представляется невозможным в силу особенностей исторического развития казахстанского общества.

Доктор социологических наук, профессор МосГУ О.И. Карпухин отмечает: «Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи» [3, c. 124]. Социализация, в основном, протекает как процесс воздействия на становление личности ее социального окружения, причем сама личность выступает преимущественно пассивным объектом восприятия диктуемых ей социальных норм и ценностей. В сложном отношении с процессами социализации стоит такая форма включения молодежи в социальные структуры, как жизненное самоопределение. Жизненное самоопределение основывается на выработке собственной мотивации жизнедеятельности, целенаправленном поиске личностью собственных жизненных смыслов и целей, собственной стратегии и «концепции» жизни. Жизненное самоопределение «является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественнополитического, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения».

Сейчас в стране и мире происходят большие глобальные изменения, требующие глубокого и всестороннего анализа. Правительство нашей страны и ученые-аналитики в последние годы обратились к поиску наиболее эффективной модели образования, государственной молодежной политики и экономического роста, модернизации общества, которая предполагает появление новых технологий и инноваций, улучшение делового климата, выработки прагматичной системы государственного управления, от которой зависит эффективность всех социально-экономических процессов в целом. Если раньше самыми ценными для стран были полезные ископаемые и минеральные ресурсы, то в современном мире главными трендами стали digital-технологии и применение передовых технологий для улучшения качества жизни людей. Вся система образования и социализации молодежи, становятся всё более ориентированным на карьеру и формирования самостоятельной личности.

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКОНФЕССИАНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ КАЗАХСТАНА

В Казахстане создана и реализуется эффективная национальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, философия взаимопонимания как основа духовного согласия и диалога культур полиэтнического общества. Одновременно с социальными и экономическими преобразованиями в нашей стране идет активный процесс формирования нового человека, и он должен быть предельно деликатным, а это и есть признак внутренней культуры человека. Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. Безусловно, велика роль семьи в формировании духа нации, и особенность казахстанской семьи заключается в том, что она укоренена в восточной культуре с ее приверженностью к традиционным ценностям, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь и определяя для себя высокие планки, мы обеспечим единство нации и укрепление национального духа.

В том, что мы живем в мире и согласии, в условиях стабильной общественно-политической ситуации, есть огромная заслуга Ассамблеи народа Казахстана, созданной 27 лет назад и соединившей в себе интересы всех этносов, населяющих гостеприимную казахскую землю. Это — ноу-хау, новация Казахстана в мировой практике, когда институт народного представительства имеет реальные общественные и правовые механизмы участия всех этносов в проведении государственной национальной политики. Каким образом в полиэтническом государстве можно достичь мирного сосуществования и согласия? Это — большая проблема, так как у каждого этноса, у каждой религии — свои интересы, и их надо совместить так, чтобы не задевать интересов других людей.

Сегодня этот уникальный институт выступает главным медиатором в сфере общественных и межэтнических отношений в Казахстане, как орган, реально выполняющий основные функции медиаторства. Проблемы, естественно, были, есть и будут, но они решаются только в контексте общенационального единства и межконфессионального согласия. Если общество не будет внутренне единым, консолидированным, то оно не сможет решать проблемы, стоящие перед ним. В современном мире процесс глобализации приводит к небывалому по масштабам соприкосновению и взаимопроникновению различных культур и религий. Вместе с тем, растет чувство социального отчуждения в Европе, в период всеобщего торжества идентичности в политике. Это объясняет, почему социальное отчуждение характерно сейчас не только для иммигрантских сообществ, но и для европейского общества в целом. Чтобы справиться с этим отчуждением и возродить прогрессивный универсализм, Европе нужно не менять государственную политику, а восстанавливать гражданское общество.

Что касается Казахстана и России, то можно сказать, что положительные установки диалога культур и мультикультурализма давно присутствуют в действительности. Это такие принципы, как гражданское равноправие, отказ государства от вмешательства в дела этнической идентификации, соблюдение правил толерантного поведения. К примеру, диалог культур в СССР взаимодействовал, обогащая друг друга, образовывались новые, обычаи и традиции культур этносов переходили, смешивались и сохранялись в культуре других этносов и находятся во взаимодействии, в синкретизме, проявляясь в менталитете, образе жизни, этнической памяти. Молодой человек активно приспосабливается к социокультурной среде и проявление конформизма в условиях глобализации становится неизбежным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в казахстанской реальности одним из важных факторов глобализации стала религиозная идентификация: «... для в целом мусульманского Казахстана сегодня особенно важным является вопрос религиозной идентификации», — пишет Ж.Т. Аубакирова. «Соседствующие страны с исламским, христианским, буддистским вероисповеданиями оказывают влияние на религиозную ситуацию в стране. Из истории известно, что казахи приспособили ислам к своим целям и потребностям собственной жизни, собственной культуры. Ислам в Казахской степи совместился с основными элементами кочевого образа жизни, ментальности и духовности. Такое исторически сложившееся понимание ислама на казахстанской земле ведет к толерантному отношению ко всем существующим религиям всех этносов, населяющих сегодняшний Казахстан» [1, c. 164].

Таким образом, религиозный синкретизм, который, по мнению некоторых ученых, существовал на ранних стадиях развития человеческой культуры, существует и сегодня. Его возникновению способствуют мультикультурное общество Казахстана, интеграционные процессы глобализации и Евразийства, скептицизм, прагматизм, конформизм, этническая память и др. Думается, что в условиях глобализации синкретизм, возникающий стихийно, не целенаправленно, будет способствовать стабильной этнорелигиозной ситуации, миру и согласию этносов в Казахстане.

Концепт «Рухани жаңғыру» — это научная программа, нацеленная на реализацию принципиально новых и продуктивных идейно-ценностных и теоретико-методологических оснований исследования модернизации общественного сознания молодежи Республики Казахстан. Вместе с тем, это культурное наследие казахского народа, которое является предметом пристального внимания и изучения, сохранения историко-культурного наследия Казахстана для подрастающих поколений. Прежние методики, основанные на советской модели, во многом утратили силу, и власть вынуждена реагировать на новые запросы и реалии. Формирование государственного заказа на историю, культурный код и политическую социализацию важно и с точки зрения педагогики, воспитания нового поколения. «Духовное обновление» — это возрождение исторической памяти народа, знание культурного наследия страны, формирование национального самосознания у молодежи» [2, c. 196].

В центре внимания «Рухани жаңғыру» — проблемы воспитания Личности, ведь индивид становится Личностью в процессе работы над собой, при формировании собственной «Я-концепции», при высоких духовных устремлениях. Из истории казахской философии видим, что основными составляющими общенациональной казахской идеи являются общественное мир и единство, личностное развитие и индивидуальная свобода, в совокупности представляющие сущность менталитета нации. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в дальнейшее развитие образования и воспитания молодежи.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья написана без привлечения финансирования.

Conflict of interests. The authors declares no conflicts of interest.

Financing. The article was written without attracting funding.

Язык статьи:
Действия с выбранными: