Современная строительная практика требует коренного улучшения физикомеханических характеристик конструкционных материалов при одновременном сокращении материальных, энергетических и трудовых затрат на их производство. Одним из наиболее перспективных строительных материалов, отвечающих постоянно возрастающим требованиям, является фибробетон. Однако его массовое применение ограничивается недостаточной степенью изученности свойств и поведения под нагрузкой, особенно в случае применения новых видов и типоразмеров армирующих волокон, ассортимент которых постоянно пополняется. При этом процесс исследования затрудняется несовершенством нормативно-технической базы, в соответствии с которой для определения характеристик фибробетона используются методы испытаний традиционных бетонов, не учитывающие всех особенностей фиброармированного материала. В связи с этим исследования, связанные с разработкой специальных методов испытаний фибробетонов, адекватно отражающих его поведение под нагрузкой, представляются весьма актуальными.
Важнейшим качеством фибробетона как композиционного материала является высокая трещиностойкость [1, 2]. Одним из наиболее информативных методов оценки этого показателя является построение диаграмм зависимости прогибов образцов от прилагаемых нагрузок при испытании прочности на растяжение при изгибе. Данный метод испытаний регламентируется требованиями ГОСТ 29167 «Бетоны. Методы определения характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении», в котором описывается порядок проведения испытаний, а также методика обработки получаемых диаграмм для определения численных значений характеристик трещиностойкости, кроме того приводится описание используемого оборудования, которое, как отмечалось, не учитывает сложного характера взаимодействия бетонной матрицы с армирующими волокнами и поэтому не может применяться для испытаний фибробетона. Учитывая это, целью данного исследования являлась разработка метода построения диаграмм деформирования фиброармированного бетона и определение характеристик его трещиностойкости под нагрузкой.