Система обеспечения работоспособности агрегатов базируется на закономерностях изменения их технического состояния в процессе эксплуатации. Конструктивные элементы двигателей подвергаются воздействию значительных нагрузок и температур, и без применения системы охлаждения (СО) его функционирование затруднительно. Основной задачей СО является поддержание температурного режима в необходимом диапазоне при различных условиях эксплуатации.
Охлаждающая система должна постоянно находиться в работоспособном состоянии, так как от нее напрямую зависит работа двигателя и дальнейший его износ. Для этого нужно регулярно контролировать техническое состояние этой системы, периодически проводить регламентное техническое обслуживание и ремонт. Выход из строя одной из частей СО незамедлительно приведет к прекращению функционирования всей системы в целом, а затем к перегреву двигателя, и невозможности дальнейшего использования автомобиля до восстановления температурного режима.
Можно самостоятельно определить некоторые основные отказы СО, например, пробуксовка ремня при слабом натяжении, а также перегрев или работа двигателя на температурах ниже допустимого значения, при эксплуатации в холодных условиях.
Одним из условий поддержания автомобиля в работоспособном состоянии, является необходимость выполнять контроль за техническим состоянием систем автомобилей. В тоже время диагностирование не позволяет полностью использовать ресурс отдельных агрегатов, систем и деталей автомобилей и приводит к довольно значительным материальным затратам. В настоящее время системы бортового диагностирования становятся все более популярными и перспективными.
Самым большим преимуществом бортового диагностирования является то, что оно позволяет устранить неисправность в момент её возникновения. И, благодаря этому, неисправность не приведёт к отказу системы.
Существуют основные методы поиска неисправностей: исключения, вероятностный, временной, логический, стоимостной. Чтобы обеспечить наименьший уровень затрат на техническую эксплуатацию системы охлаждения, необходимо проанализировать методы. При их сочетании растет вероятность нахождения неисправностей.