По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-835

Диагностирование состояния подшипниковых узлов

Е. А. Двоеглазов Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: egor11022d@yandex.ru

В данном исследовании решается вопрос создания методов диагностирования состояния подшипниковых узлов с помощью бортового диагностического комплекса городского электробуса. В результате исследования была разработана новая математическая модель момента сопротивления вращения и установлено значение диагностического признака развития дефекта.

Литература:

1. Кучер В.Я. Вибрации и шум электрических машин: письменные лекции — СПб., Изд-во Северо-Западного технического университета, 2004. — 55 с.

2. Костюков В.Н. Основы виброакустической диагностики и мониторинга машин: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 200100 — «Приборостроение» и приборостроительным специальностям / В.Н. Костюков, А.П. Науменко; В.Н. Костюков, А.П. Науменко; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Омский гос. технический ун-т», Науч.-произв. центр «Динамика». — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. — 360 с. — ISBN 978-5-8149-1101-8. — EDN QMHHFH.

3. Кодкин В.Л., Аникин А.С., Балденков А.А. Спектральный состав тока ротора асинхронного двигателя — показатель его эффективности // Омский научный вестник. 2019. №5 (167). С. 39–45. DOI: 10.25206/1813-8225-2019-167-39-45.

4. Бурцев А.Г., Дягилева Т.В., Пан А.Г. Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного двигателя при аварийных режимах работы // Инженерный вестник Дона, №2 (2015): электронное издание ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2910, дата посещения: 15.01.2023 г.

5. Науменко А.П., Кудрявцева И.С. Диагностирование дефектов и неисправностей машин и механизмов: указания к лабораторным работам. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017, 60 с.

6. Поляков Р.Н., Савин Л.А., Бондаренко М.Э. Динамика ротора на комбинированных опорах с центробежными переключателями. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 18, №4(6), 2016, с. 1053 — 1061.

7. Гаврилин А.Н. Диагностика технологических систем: учебное пособие. Часть 2 / А.Н. Гаврилин, Б.Б. Мойзес. Томский политехнический университет. — Томск, Изд-во Томского политехнического университета, 2014. — 128 с.

8. Калачев Ю.Н. SimInTech: моделирование в электроприводе. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 98 с.: ил.

Основными узлами, определяющими надежность и ресурс колесно-моторных блоков эксплуатируемого подвижного состава маршрутного городского электрического транспорта, являются подшипники качения, как тягового электродвигателя, так и редукторной части тягового привода.

Контролю состояния подшипниковых узлов в процессе эксплуатации уделяется большое значение в таких отраслях как энергетика, авиационная и космическая промышленность, транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, транспортное машиностроение и многих других. Одним из основных методов диагностирования состояния подшипников качения является виброакустическая диагностика процессов колебаний конструкции агрегатов в местах их установки и излучения акустических волн [1]. Основными достоинствами этих методов диагностики является высокая информативность, позволяющая установить место поврежденного узла в конструкции объекта, широкое развитие технических средств контроля и анализа шума и вибраций, большой накопленный опыт. Однако имеются и определенные ограничения в применении методов виброакустического анализа, в первую очередь связанные с особенностями технологии регистрации сигнала. Для реализации указанных методов необходимо установить датчики вибраций и микрофоны, что легко можно реализовать в стационарно эксплуатируемых установках и часто проблематично — в мобильных системах, где размещение дополнительного оборудования нежелательно или даже невозможно по техническим и/или экономическим причинам. Еще одна проблема — ширина анализируемого частотного диапазона диагностического сигнала, который обычно составляет десятки килогерц [2]. Для передачи такого сигнала от регистратора до анализирующего устройства требуется достаточно мощная информационная сеть, что также является проблемой на борту транспортного средства. Поэтому реализация технологии виброакустической диагностики для объектов, например, городского электрического маршрутного транспорта возможна в настоящее время только в стационарных пунктах технической диагностики, оснащенных специализирванным оборудованием. Однако зарождение и развитие дефекта подшипникового узла может произойти в период между плановыми техническими обслуживаниями, а не вовремя выявленный дефект может привести к разрушению и большому материальному ущербу.

Для Цитирования:
Е. А. Двоеглазов, Диагностирование состояния подшипниковых узлов. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала