По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.431 DOI:10.33920/sel-10-2501-03

Диагностирование ДВС и планирование их ремонта

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье рассмотрено состояние современной техники, которая работает в условиях ограниченных ресурсов и снижения качества технического обслуживания. Описано старение парка машин и механизмов (МТП), сопровождаемое оттоком квалифицированных специалистов из сферы технической эксплуатации и ростом цен на запчасти и технические средства механизации (ТСМ), которое вынуждает владельцев техники все больше полагаться на собственные силы в диагностике и профилактическом обслуживании. Этот тренд подразумевает переход от традиционных методов диагностики, требующих дорогостоящего оборудования и специализированных знаний, к более простым, но не менее эффективным органолептическим методам, основанным на визуальном осмотре, анализе звуковых характеристик и оценке субъективных ощущений оператора.

Литература:

1. Костомахин М.Н. Анализ качества и технического уровня отечественной сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, С. М. Халфин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2005. — № 12. — С. 45–48. EDN QZCYEX.

2. Костомахин М.Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2012. — № 7. — С. 34–39. EDN PNOQSD.

3. Gradov E.A. Structure of technical service in agro-industrial complex / E. A. Gradov // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2021. — No. 10. — P. 3–7. DOI: 10.33920/sel-10-2110-01. EDN BWBFYJ.

4. Gradov E.A. Structure of technical service in agro-industrial complex / E. A. Gradov // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2021. — No. 10. — P. 3–7. DOI: 10.33920/sel-10-2110-01. EDN BWBFYJ.

5. Курбанов Р.К. Алгоритм оценки эффективности уборочно-транспортного комплекса / Р. К. Курбанов // Тракторы и сельхозмашины. — 2011. — № 9. — С. 54–55. EDN OOKYMP.

6. Дунаев А. В. Исследование диагностических параметров, разработка методов и средств их контроля для совершенствования технического обслуживания МТП АПК / А. В. Дунаев, С. А. Соловьев. — М.: ФГБНУ ГОСНИТИ, 2014. — 360 с. ISBN 978-5-98231-016-3. EDN YNPRFF.

7. Дунаев А.В. Углубленный сервис машин нетрадиционными приемами / А. В. Дунаев // Промышленный сервис. — 2017. — № 3 (64). — С. 26–34. EDN YTUMQB.

Опыт показывает, что квалифицированный диагност, даже не имея под рукой сложной аппаратуры, может достаточно точно определить состояние дизельного двигателя. Начальный этап диагностики всегда начинается с внешнего осмотра. Внимательное изучение поверхности двигателя, проверка состояния креплений, оценка уровня утечек масла или охлаждающей жидкости, а также наличие видимых повреждений — все это дает первоначальное представление о состоянии агрегата. Важно обратить внимание на наличие подтеков масла, необычных вибраций или шумов. Опытнейшие механики часто определяют первичные неисправности по звуку работы двигателя — характерный стук, скрежет, свист или дребезжание могут указывать на конкретные проблемы.

Опытный оператор также может оценить состояние двигателя по субъективным ощущениям: изменение мощности, появление вибраций, изменение расхода топлива. Эта «эмоциональная» оценка, как ее называют специалисты, является ценным источником информации, который не следует игнорировать. Важно отметить, что для объективной оценки необходимо сравнивать текущие показатели с известными нормативными значениями, зафиксированными ранее в процессе эксплуатации данного двигателя.

Однако наиболее информативным методом органолептической диагностики является анализ моторного масла. Это относительно простой, но очень эффективный способ выявить ряд серьезных неисправностей. Свежее масло обычно обладает характерным цветом (сине-зеленым или светло-коричневым), прозрачностью и однородной консистенцией. В процессе эксплуатации цвет масла меняется, темнеет, приобретая коричневый, серый или даже черный оттенок. Потемнение масла само по себе не всегда указывает на неисправность, напротив, это может свидетельствовать о хороших моющих свойствах масла, которое эффективно удаляет загрязнения и продукты неполного сгорания топлива. Однако появление признаков эмульсии (белесый, мутный цвет) однозначно указывает на попадание воды в масло — это критическая ситуация, требующая немедленного вмешательства.

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Диагностирование ДВС и планирование их ремонта. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: