Опыт показывает, что квалифицированный диагност, даже не имея под рукой сложной аппаратуры, может достаточно точно определить состояние дизельного двигателя. Начальный этап диагностики всегда начинается с внешнего осмотра. Внимательное изучение поверхности двигателя, проверка состояния креплений, оценка уровня утечек масла или охлаждающей жидкости, а также наличие видимых повреждений — все это дает первоначальное представление о состоянии агрегата. Важно обратить внимание на наличие подтеков масла, необычных вибраций или шумов. Опытнейшие механики часто определяют первичные неисправности по звуку работы двигателя — характерный стук, скрежет, свист или дребезжание могут указывать на конкретные проблемы.
Опытный оператор также может оценить состояние двигателя по субъективным ощущениям: изменение мощности, появление вибраций, изменение расхода топлива. Эта «эмоциональная» оценка, как ее называют специалисты, является ценным источником информации, который не следует игнорировать. Важно отметить, что для объективной оценки необходимо сравнивать текущие показатели с известными нормативными значениями, зафиксированными ранее в процессе эксплуатации данного двигателя.
Однако наиболее информативным методом органолептической диагностики является анализ моторного масла. Это относительно простой, но очень эффективный способ выявить ряд серьезных неисправностей. Свежее масло обычно обладает характерным цветом (сине-зеленым или светло-коричневым), прозрачностью и однородной консистенцией. В процессе эксплуатации цвет масла меняется, темнеет, приобретая коричневый, серый или даже черный оттенок. Потемнение масла само по себе не всегда указывает на неисправность, напротив, это может свидетельствовать о хороших моющих свойствах масла, которое эффективно удаляет загрязнения и продукты неполного сгорания топлива. Однако появление признаков эмульсии (белесый, мутный цвет) однозначно указывает на попадание воды в масло — это критическая ситуация, требующая немедленного вмешательства.