По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Диагностирование двигателей внутреннего сгорания и планирование их ремонта на основании качественных признаков технического состояния

А. В. Дунаев д-р техн. наук, Лаборатория 13.1 прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственных машин и оборудования, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Лаборатория 13.1 прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственных машин и оборудования, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Ключевые слова: ДВС , диагностика , ТСМ

В связи со значительным ослаблением службы технической эксплуатации МТП (старение оборудования, уход квалифицированных кадров), удорожанием запчастей и ТСМ все большее значение приобретает увеличение работ по обслуживанию техники и контролю ее состояния органолептическими методами самими владельцами машин. Здесь вековая практика накопила богатый опыт. Поэтому начинающие диагносты пользовались всеми доступными приборами, а опытные — обходились минимумом. В статье приведен их опыт по выявлению неисправностей дизелей, предотвращению их интенсивного изнашивания и отказов.

Внешний осмотр, обслуживание, оценка срока службы машины и квалификация оператора могут дать первую характеристику дизеля, вторую даст эмоциональная оценка оператором мощности и расход ТСМ. За этим можно начать собственный контроль с оценки моторного масла. Его проверяют на:

• цвет, прозрачность, расслоение, взвеси. Свежее масло прозрачно, сине-зеленого или светло-коричневого цвета, а долго работавшее — коричневого, серого или черного цвета. Последний не является браковочным, он свидетельствует о моющих свойствах и является следствием насыщения масла отмытыми загрязнениями и частицами сажи неполного сгорания топлива. Если масло белесое, мутное, оно обводнено и полностью испорчено. Чрезмерно вязкое масло, оставляющее на фильтровальной бумаге густое черное пятно с отблеском или нерасплывающуюся каплю, — брак, если оно расслаивается, когда верх обманчиво прозрачен и золотист, а низ мутен, содержит взвеси, осадок, шлам, то масло— брак;

• металлические частицы, извлекамые сильным магнитом, блестки металла в срезе осадка в реактивной масляной центрифуге, на поверхностях бумажных маслофильтров, на дне картеров;

• абразивные механические примеси. При истирании масла с абразивными частицами между стеклянными пластинками или из закаленной стали слышен скрип, а на пластинах образуются риски;

• вязкость. О ней можно судить по скорости стекания с масломерного щупа, истиранием масла пальцами, но это выявляет только очень разжиженное масло. Для достоверности используйте стеклянную трубку с шариком из подшипника. Разница между внутренним диаметром трубки и шарика может быть 0,5–2,0 мм. Вязкость оценивают сравнением времени падения шарика в эталонном и проверяемом масле;

• обводненность: по паровыделению и каплепадению из сапуна, по запотеванию его крышки, крышки маслозаливной горловины, внутренности крышки головки цилиндров. Если нанести каплю масла на запястье руки в теплом помещении, то по вытеканию микроструек по бороздкам кожи выявляют воду. В стационаре возможно капнуть каплю масла на разогретую электроплитку с закрытой спиралью, или поджечь промасленный фитиль, или опустить нагретое жало паяльника в масло. При контакте с электроплиткой, с нагретым жалом паяльника вода в масле закипит, пламя горящего обводненного масла потрескивает;

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, Диагностирование двигателей внутреннего сгорания и планирование их ремонта на основании качественных признаков технического состояния. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: