Внешний осмотр, обслуживание, оценка срока службы машины и квалификация оператора могут дать первую характеристику дизеля, вторую даст эмоциональная оценка оператором мощности и расход ТСМ. За этим можно начать собственный контроль с оценки моторного масла. Его проверяют на:
- цвет, прозрачность, расслоение, взвеси. Свежее масло прозрачно, сине-зеленого или светло-коричневого цвета, а долго работавшее — коричневого, серого или черного цвета. Последний не является браковочным, он свидетельствует о моющих свойствах и является следствием насыщения масла отмытыми загрязнениями и частицами сажи неполного сгорания топлива. Если масло белесое, мутное, оно обводнено и полностью испорчено. Чрезмерно вязкое масло, оставляющее на фильтровальной бумаге густое черное пятно с отблеском или нерасплывающуюся каплю, — брак, если оно расслаивается, когда верх обманчиво прозрачен и золотист, а низ мутен, содержит взвеси, осадок, шлам, то масло— брак;
- металлические частицы, извлекамые сильным магнитом, блестки металла в срезе осадка в реактивной масляной центрифуге, на поверхностях бумажных маслофильтров, на дне картеров;
- абразивные механические примеси. При истирании масла с абразивными частицами между стеклянными пластинками или из закаленной стали слышен скрип, а на пластинах образуются риски;
- вязкость. О ней можно судить по скорости стекания с масломерного щупа, истиранием масла пальцами, но это выявляет только очень разжиженное масло. Для достоверности используйте стеклянную трубку с шариком из подшипника. Разница между внутренним диаметром трубки и шарика может быть 0,5–2,0 мм. Вязкость оценивают сравнением времени падения шарика в эталонном и проверяемом масле;
- обводненность: по паровыделению и каплепадению из сапуна, по запотеванию его крышки, крышки маслозаливной горловины, внутренности крышки головки цилиндров. Если нанести каплю масла на запястье руки в теплом помещении, то по вытеканию микроструек по бороздкам кожи выявляют воду. В стационаре возможно капнуть каплю масла на разогретую электроплитку с закрытой спиралью, или поджечь промасленный фитиль, или опустить нагретое жало паяльника в масло. При контакте с электроплиткой, с нагретым жалом паяльника вода в масле закипит, пламя горящего обводненного масла потрескивает;