В первые профессиональный рак кожи трубочистов описал в 1775 году английский врач П. Потт. Со времен Средневековья в серебряных копях горняки находили сопутствующую руду, которую называли смолкой. Черный минерал выбрасывали в отвал. Немецкий химик М. Г. Клапрот, проводя анализ «яхимовской смолки», в 1789 году открыл уран. В дальнейшем руду использовали для изготовления богемского стекла и керамики. Только в 1979 году F.Н. Harting и W. Hesse на шахтах Иохимсталя (ныне г. Яхимов в Чехии) и Шнееберговских рудниках в Саксонии обнаружили, что истинной причиной повышенной заболеваемости раком легкого служит радиоактивная пыль. Именно из этих шахт супругам Кюри доставляли руду, из которой они впервые выделили хлорид радия. Таким образом, «шнеебергский рак» как профессиональное заболевание стал не менее известен, чем рак трубочистов, впервые описанный П. Поттом [1; 2].
Профессиональные новообразования не имеют каких-либо клинических специфических симптомов, поэтому при решении вопроса о профессиональном генезе заболевания необходимо учитывать следующие факторы [1–3; 12–16]:
• избирательность поражения тем или иным канцерогеном, наличие так называемых органов-мишеней, например кожи у рентгенологов (рак кожи рентгенологов);
• достаточно длительную экспозицию профессионального канцерогена;
• присутствие фоновых и предопухолевых заболеваний — нередко развитие плоскоклеточного рака по гистологической структуре;
• иногда длительный латентный период развития профессиональных опухолей, что существенно затрудняет их диагностику, поскольку за это время (иногда десятки лет) могут существенно измениться условия труда, профессиональная деятельность больного [1; 3].
Кроме того, следует учитывать, что причиной низкой выявляемости злокачественных новообразований может быть неадекватная оценка роли профессиональных факторов (производственных канцерогенов, профессионального маршрута) в этиологии и патогенезе злокачественных новообразований различной локализации. Отсроченность решения (даже запоздалость решения экспертных вопросов связи новообразования с воздействием производственных канцерогенов) определяется прежде всего тем, что на первый план всегда выходит борьба за жизнь, ее продолжительность и качество, а вопросы экспертного характера начинают решаться во вторую очередь. И только затем пациент направляется к профпатологу поликлиники, в специализированный региональный или федеральный центр профпатологии для решения экспертных вопросов.