Существующее положение в части высоковольтных выключателей (ВВ) характеризуется значительным износом оборудования и необходимостью замены значительного парка масляных и воздушных ВВ на вакуумные и элегазовые выключатели. Так 40% масляных и воздушных выключателей 110–220 кВ отработали ресурс, и ранее предполагалось к настоящему времени обновить 55% парка указанных выключателей.
Ранняя диагностика ВВ с помощью приборов ПКВ/М6, ПКВ/М7, ПКВ/У3 позволяет обнаружить неисправности ВВ на ранней стадии, получив даже небольшие отклонения в работе узлов ВВ путем сопоставления графиков процессов включения и отключения ВВ для испытуемого и полностью исправного ВВ. Метод состоит в сравнении хода подвижных контактов, траверсы или вала привода с графиком исправного привода. В результате получают графики скорости от времени, скорости от хода привода, хода от времени.
Использование приборов ПКВ позволяет:
– в 1,5 раза снизить затраты на обслуживание ВВ;
– в 2 раза сократить время диагностики;
– в ряде случаев можно отказаться от планового ремонта ВВ.
Требования к техническому состоянию ВВ определяются инструкциями завода-изготовителя и нормативнотехнической документацией. Текущее состояние ВВ характеризуется степенью отклонения от заводских параметров.
Зарождающиеся дефекты выявляются только при анализе графиков процессов коммутации.
Наличие люфта привода выявляется при анализе графика скорость-время 3-полюсного привода ВВ. По этому же графику определяют время отключения ВВ и его отклонение от паспортного значения.
Применение приборов ПКВ для диагностики ВВ одобрено ФСК ЕЭС, Мосэнерго и другим компаниями.
Для того, чтобы точно определить возможную неисправность в ВВ, необходимо провести анализ полученных графических и табличных данных в операции отключения и включения ВВ с пружинным приводом.
На рис. 1 приведен график зависимости скорости от хода траверс фаз «А», «В» и «С» в операции включения. При детальном рассмотрении графика можно отметить характерные моменты в точках a)…f ):