По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.13

Диагностика тяговых электродвигателей электровозов

Рыжова Е. Л. канд. техн. наук, доцент кафедры электротехники и теплоэнергетики, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, E-mail: elena-astanovskaja@rambler.ru

В статье рассмотрены результаты диагностики тягового электродвигателя с помощью микропроцессорной системы диагностирования, установленной на электровозе для исследования характера и причин возникновения аварийного нарастания тока якоря в режиме тяги, произведен сравнительный анализ фрагментов файлов поездки в процессе эксплуатации электровозов. Определен порядок действий, рекомендуемый при диагностике и выявлении причин неисправностей, связанных с аварийным нарастанием тока тягового электродвигателя в режиме тяги в условиях ремонтного депо. Использование диагностических микропроцессорных систем электровоза может помочь в разработке мероприятий, направленных на снижение и предупреждение выявленных неисправностей, что в свою очередь позволит снизить количество отказов на линии и уменьшить количество задержанных поездов.

Литература:

1 Дурандин М.Г. Работа тяговых электродвигателей в неустановившихся режимах: конспект лекций. – Екатеринбург: УрГУПС, 2016. – 62 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://h.twirpx.one/ file/2435648/ (дата обращения: 24.09.2024).

2. Тяговые электрические двигатели электровозов / В.И. Бочаров, В.И. Захаров, .Ф. Коломейцев, Г.И. Колпахчьян, М.А. Комаровский, В.Г. Наймушин, В.И. Седов, И.И. Талья, В.Г. Щербаков, В.П. Янов; под ред. В.Г. Щербакова. – Новочеркасск: Агентство «Наутилус», 1998. – 672 с.

3. Плакс А.В., Ширяев А.В., Брагин А.Г. Ограничение бросков тока в тяговом приводе электроподвижного состава с микропроцессорным управлением импульсным регулятором напряжения: материалы временных коллективов // Электрификация и развитие железнодорожного транспорта России. – Традиции, современность, перспективы: Тезисы докладов Международного симпозиума Eltrans'2001. – СПб.: ПГУПС, 2001. – С. 111.

4. Якушев А.Я. Автоматизированные системы управления электрическим подвижным составом: учеб. пособие. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. – 302 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// djvu.online/file/R7Q3Zr8mpDuAy (дата обращения: 24.09.2024).

5. Буйносов А.П. Техническая диагностика электроподвижного состава: учеб.-метод. пособие по дисциплине «Техническая диагностика электроподвижного состава» для студентов специальности 190303 – Электрический транспорт железных дорог / А.П. Буйносов, К.А. Стаценко; А.П. Буйнов, К. А. Стаценко; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Уральский гос. ун-т путей сообщ., кафедра «Электрическая тяга». – Екатеринбург: УрГУПС, 2008. – 110 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=19641207&ysclid=m1e2auj3xy850778790 (дата обращения: 24.09.2024).

6. Бобровников Я.Ю. Диагностические комплексы электроподвижного состава: учеб. пособие / Я.Ю. Бобровников, А.Е. Стецюк. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 94 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studylib.ru/doc/6257526/diagnosticheskie-kompleksy-e-lektropodvizhnogo-sostava?yscli d=m1e2gmt4du528934562 (дата обращения: 24.09.2024).

7. Коньков А.Ю. Основы технической диагностики локомотивов: учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – 98 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scb/uploaded/1_1361365445.pdf (дата обращения: 24.09.2024).

8. Долгова А.В. К вопросу о совершенствовании технологии ремонта тяговых электродвигателей локомотивов / А.В. Долгова, П.К. Шкодун. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). – Т. 1. – С. 51–54 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1064/ (дата обращения: 24.09.2024).

Надежность функционирования тяговых электрических машин локомотивов в определяющей степени зависит от условий их работы в неустановившихся режимах. Работа тяговых электродвигателей (ТЭД) в реальных условиях эксплуатации сопровождается постоянными скачками токов и напряжений, изменением скорости движения в широком диапазоне значений, схемными переключениями, периодически возникающими случаями боксования и срабатывания аппаратов защиты. Поэтому знание и учет основных закономерностей и функциональных зависимостей при неустановившихся режимах работы ТЭД является одним из основных условий правильного проектирования тяговых электрических машин и их надежной работы в реальных условиях эксплуатации. Опыт эксплуатации и статистические наблюдения показывают, что отказы тяговых электродвигателей локомотивов в условиях стационарных нагружений, уровень которых не превышает регламентированных проектным расчетом значений, происходят крайне редко – только при наличии существенных дефектов, внесенных в их конструкцию в процессе производства или ремонта. В подавляющем большинстве случаев выход из строя узлов тяговых электродвигателей наблюдается при воздействии на них динамических перегрузок, возникновение которых обусловлено особенностями протекания переходных процессов. Нестационарные режимы для тяговых электродвигателей локомотивов являются специфической особенностью их условий работы в виде постоянно действующего фактора, который требует изучения и учета, поскольку выступает источником потенциально опасных перегрузок и, как следствие, выхода ТЭД из строя [1, 2].

В процессе эксплуатации тягового электродвигателя электровозов в режиме тяги может возникнуть неисправность, которая характеризуется аварийным нарастанием тока (АНТ) – кратковременным увеличением тока в электрической цепи, используемой для питания ТЭД. Временное превышение номинального значения тока наблюдается при запуске, ускорении или при преодолении сопротивления движению. В таких ситуациях АНТ могут иметь негативные последствия, такие как перегрев, износ компонентов тяговых двигателей электровозов или снижение их срока службы, поэтому важно контролировать такие пики и принимать меры для их минимизации. Переходные режимы с резким нарастанием тока наиболее часто происходят при колебаниях напряжения контактной сети, а также при восстановлении напряжения после кратковременного снятия, вызванного отрывом токоприемника или автоматическим повторным включением защиты на тяговых подстанциях. Факторы, способствующие аварийным нарастаниям тока, могут включать [3]:

Для Цитирования:
Рыжова Е. Л., Диагностика тяговых электродвигателей электровозов. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: