Система Common Rail состоит из нескольких, скажем так, подсистем: топливной, воздушной и электрической, совместно работающих на обеспечение исправного функционирования дизельного двигателя. Каждый из этих контуров интересен по-своему, но наиболее интересен из них, пожалуй, топливный. А тот факт, что сама по себе система не обладает достаточным набором диагностических средств, чтобы найти неисправность, эту интересность только многократно усиливает. В известном, конечно, смысле.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в последнее время алгоритмы сильно развиваются, — например, официальный сканер и дилерская программа трехлучевого автобренда позволяют выявить конкретный неисправный компонент. Делается это посредством так называемых функциональных тестов, когда на работающем моторе система чуть-чуть изменяет управление каким-либо компонентом и смотрит, как это изменение отражается на тех параметрах, которые она может измерить. Поставщиками этих параметров в основном являются датчики давления, обороты, сегмент разгона коленвала после взрыва в цилиндре и, естественно, датчик давления топлива.
Подвигав, поиграв, поменяв обороты, — а мы помним, что дизельный двигатель управляется количеством впрыснутого топлива, — оценив давление на разных оборотах, система может достаточно точно вынести вердикт. Но на такое способны только самые современные дорогостоящие системы, установленные в премиальных автомобилях известных марок. В основной же массе бюджетных автомобилей, ориентированных на самый широкий рынок, системы попроще не имеют возможности так досконально выполнять диагностику, поэтому специалистам СТО необходимо знать самые простые и вместе с тем довольно эффективные приемы поиска неисправностей. Многие из них связаны, в частности, с измерением давления.
Топливный контур состоит из контура низкого давления — это все, что до ТНВД: топливный бак, трубопроводы, насос низкого давления и фильтр. И контура высокого давления, к которому относится сам ТНВД и все, что за ним: опять же, трубопроводы, рампа и форсунки.