По оценкам экспертов, среди антропогенных факторов промышленности шум и вибрация имеют наибольшую значимость. Основным источником акустического шума и вибрации в электроприводе (ЭП) является электродвигатель. На основании диагностики работы ЭП автором обоснованы зависимости, характеризующие величину акустического шума, создаваемого одиночным ЭП, а также ущерб от этого шума (Уаш). Полученные аналитические зависимости позволяют анализировать изменения этих показателей в зависимости от номинальных мощности и частоты вращения и удаленности от ЭП.
Графическая интерпретация этих зависимостей представлена на рис. 1.
В квадранте l-Уаш сплошными линиями обозначены зависимости для Рн = 90 кВт, пунктирными – для Рн = 11 кВт при значениях nн1 = 3000 об/мин; nн2 = 1500 об/мин; nн3 = 1000 об/мин; nн4 = 750 об/ мин. Расчетные значения Уаш для квадранта Уаш-Рн произведены на расстоянии 1 м от ЭП.
Дисбаланс при вращении вала ЭП создает радиальную вибрацию, т. е. вибрацию во всех направлениях под прямым углом к валу, и осевую – в направлении вдоль вала. На рис. 2 приведен наиболее типичный пример соединения электродвигателя с исполнительным (технологическим) механизмом и указаны характерные места замеров уровня вибрации, позволяющие оценить для электропривода горизонтальную (Нэ и Нм) и вертикальную (Vэ и Vм) расцентровку различных концов вала (индексы 1 и 2), а также осевую – Аэ и Ам. Наличие большого количества точек замеров уровня вибрации и регулярность замеров в них позволяют дать более точную картину технического состояния ЭП. В случаях повышенного уровня вибрации ЭП хотя бы в одном из направлений осуществляют расцентровку электродвигателя и технологического механизма и по результатам замеров уровня вибрации электродвигателя на холостом ходу принимают решение о привлечении ремонтного персонала службы главного электрика или механика с целью устранения соответствующей неисправности.