По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.334.22

Диагностика компетенций в системе оценки персонала

Для построения эффективной системы оценки персонала в организации необходимо разработать универсальную модель компетенций, которая должна быть применима к любой деятельности в компании. Кроме того, потребуется разработать адекватный этой модели инструментарий оценки и, наконец, описать правила принятия кадровых решений по итогам оценки.

Недавно понятия компетенции в отечественной кадровой практике не существовало. Применялся термин «профессионально важные качества», которым обозначались особенности человека (психофизиологические, психологические и даже физические), способствующие профессиональной успешности. Наряду с ними нередко указывали особенности человека, нежелательные для профессии, или противопоказания к ней. Например, в десантники не возьмут человека с весом пятьдесят килограммов, а кандидату с подвижной эмоциональностью и художественным восприятием не стоит рассчитывать на работу оператора атомной станции.

Сегодня для профессионально важных качеств используют понятие «компетенции», а для нежелательных свойств — «антикомпетенции». Правда, последний термин употребляется редко — чаще составляются перечни противопоказаний, связанных с физическим состоянием работника, его моральными качествами (социальным статусом) или образованием. Например, для должности менеджера наряду с профилем компетенций может существовать совокупность явно или неявно изложенных противопоказаний (например, судимости).

Чтобы модель компетенций была разработана корректно, следует понимать, что представляет собой компетенция: это набор полезных для работы качеств, способности, знания, умения или совокупность всех этих понятий. В американской практике используется термин KSAO:

• знания (Knowledge);

• умения (Skills);

• способности (Abilities, Attitudes);

• иные характеристики (Other — физические кондиции, поведение).

Вместе с тем аналогичный термин отечественной педагогики ЗУН (Знания, Умения, Навыки) следовало бы отнести к целостному подходу, поскольку он обозначал стандарты, которым должны соответствовать учащиеся разных классов, а вовсе не компетенции. Компетенцией в этом случае можно считать качества, помогающие ученику добиться успехов в приобретении знаний и умений.

Итак, сегодня в отечественной практике под компетенциями принято понимать не только личностные качества, но и опыт человека (знания и умения), а также иные полезные качества (например, рост и даже внешность). Их следует отличать от требований должности. Как известно, должность не обладает компетенциями — это атрибут человека. Однако она предъявляет требования к работнику и его качествам — компетенциям. Соответственно компетенции — это качества работника, которые соответствуют требованиям должности. Требования должности и компетенции соотносятся как пуансон и матрица, как вилка и розетка. Поэтому в дальнейшем термины «требования должности» и «требуемые компетенции» будут употребляться как синонимы.

Для Цитирования:
Диагностика компетенций в системе оценки персонала. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: