По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 669.02/ 09: 658.58

Диагностические признаки нарушения смазывания подшипников качения

Сидоров В.А. д-р техн. наук, профессор, ДонНТУ, Донецк, е-mail: sidorov_va@ukr.net ДНР, Донецк, ул. Артема, д. 58
Шабаев О.Е. д-р техн. наук, профессор, ДонНТУ, Донецк, е-mail: sidorov_va@ukr.net ДНР, Донецк, ул. Артема, д. 58

Определены диагностические признаки, сопровождающие нарушения в режиме смазывания подшипников качения. Рассмотрены органолептические и приборные подходы к диагностированию данного повреждения, включая признаки визуального проявления. Определенные визуальные диагностические признаки повреждений позволяют найти причину разрушения и выбрать мероприятия по предотвращению отказов. Конструкторские особенности каждого вида механического оборудования могут иметь индивидуальное проявление и подходы к диагностированию нарушения смазывания. Представленные результаты помогут в практической деятельности специалистам предприятий устранить данные неисправности.

Литература:

1. Русов В.А. Диагностика дефектов вращающегося оборудования по  вибрационным сигналам.  — М.: ЭНАС, 2012. — 198 с.

2.  Диагностика подшипников качения [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://vibropoint.ru/ diagnostika-podshipnikov-kachenia/ (дата обращения: 04.02.2017).

3. Баркова Н. А. Введение в виброакустическую диагностику роторных машин и  оборудования: учебное пособие. Северо‑Западный учебный центр.  — СПб.: СЕВЗАПУЧЦЕНТР, 2013. — 158 с.

4. Гемке Р. Г. Неисправности электрических машин. 8‑е изд., испр. и доп. — Л.: Энергия, 1975. — 296 с.

5.  Хальясмаа  А. И.  Диагностика электрооборудования электрических станций и  подстанций: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2015. — 64 с.

6. Кравченко В. М., Сидоров В. А., Седуш В. Я. Техническое диагностирование механического оборудования: учебник. — Донецк: ООО «Юго‑Восток, Лтд», 2009. — 459 с.

7.  Повреждения подшипников качения и  их причины.  — SKF AB, 2002. — 43 с.

8. Подшипники для горнодобывающего оборудования. Motion & control. NSK. CAT No. E 1265 2005 E‑8–35 c.

9. Сидоров В. А. Классификация повреждений подшипников // Международный информационно‑технический журнал «Оборудование и инструмент для профессионалов, серия Металлообработка», №  3 (113) 2009. С. 76–79, № 4 (115) 2009. С. 70–73.

Обеспечение вращения валов с минимальным коэффициентом трения определяет функциональное назначение подшипников качения. Качество смазывания является основным фактором, влияющим на долговечность работы подшипников качения. Нарушения в поступлении и движении смазочного материала составляют основную причину отказов механического оборудования. Раннее определение и устранение этих нарушений способствует повышению безотказности работы оборудования при соблюдении минимальных затрат.

Наиболее эффективно в настоящее время для раннего диагностирования нарушения смазывания следующее: параметры вибрации [1, 2, 3], температуры [4, 5, 6] и результаты визуального осмотра [7, 8, 9]. Осмотр поврежденных подшипников позволяет определить характер нарушений и найти пути их устранения.

В статье, на основании обобщения указанных диагностических параметров, рассматриваются примеры особенностей проявления повреждений в работе и отказах подшипников качения из‑за нарушения смазывания. Безусловно, приведенные примеры не могут охватить всего многообразия случаев повреждений подшипников, однако, надеемся, позволят обратить внимание исследователей, специалистов служб эксплуатации и ремонта на нерешенность задачи о движении смазочного материала в подшипниковом узле. Указанные закономерности обладают индивидуальностью даже для однотипных узлов.

Органолептические методы позволяют выявить первые отклонения в работе подшипников и установить причину повреждения после разборки. Основные диагностические признаки связаны с: изменением характера шума, повышением температуры, нарушением подачи смазочного материала.

Наиболее точно при нарушении смазывания различаются следующие шумы:

• глухой прерывистый шум — загрязненность смазки;

• звенящий (металлический) шум — недостаточная смазка;

• свистящий шум указывает на взаимное трение деталей подшипника.

Контроль температуры органолептическими методами позволяет оценить степень нагрева корпусных деталей по уровням «холодно», «тепло», «горячо». «Холодно» — температура менее +20 0С, «тепло» — температура +30…40 0С, «горячо» — температура свыше +50 0С. Пределом для непосредственного восприятия является температура +60 0С — выдерживаемая тыльной стороной ладони без болевых ощущений в течение 5 с. Использование дополнительных средств — брызг воды позволяет контролировать значения +70 0С — видимое испарение пятен воды и +100 0С — кипение воды внутри капли на поверхности корпусной детали.

Для Цитирования:
Сидоров В.А., Шабаев О.Е., Диагностические признаки нарушения смазывания подшипников качения. Главный механик. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: