По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.04(075.8)

Диагностическая модель оценки состояния гидроцилиндров спецтехники

В. А. Зорин д-р техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный университет (МАДИ), г. Москва, e-mail: madi-dm@list.ru
Нгуен Чонг Минь аспирант, e-mail: ngtrongminhvn@gmail.com

Гидравлический привод рабочего оборудования спецтехники представляет собой сложную динамическую систему, которая работает в условиях переменного внешнего воздействия, вызванного различными факторами. В процессе эксплуатации эти нагрузки вызывают выход из строя элементов гидросистемы. Для предотвращения возможных неисправностей следует применять техническую диагностику с целью определения технического состояния и остаточного ресурса гидроцилиндоров. В статье проведена оценка рабочего состояния гидроцилиндров с помощью математической модели, разработанной на платформе matlab/simulink. Приведены результаты моделирования.

Литература:

1. Зорин В. А. Надёжность механических систем. — М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2015. — 380 с.

2. Зорин В. А., Нгуен Чонг Минь, Нефелов И. С. Повышение надёжности гидравлических систем строительных машин методами технического диагностирования // Вестник МАДИ. — 2020. — №3 (62). — C. 24-30.

3. Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования / В. В. Буренин, Г. С. Мазлумян, Л. А. Пресняков, Г. О. Трифонова, О. И. Трифонова, Р. В. Чайка. — М.: Изд-во «ЦЭНКИ», 2017. — 217 с.

4. Тарасик В. П. Математическое моделирование технических систем. — Минск.: Изд-во «Новое знание», 2013. — 584 с.

5. Фоменко Н. А., Бурлаченко О. В., Фетисов Ю. М. Повышение надежности гидропривода строительно-дорожных машин // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. — 2019. — №2 (75). — С. 149-161.

6. Zorin V. A., Baurova N. I., Pegachkov A. A. Assessment of products risks of mechanical engineering by results of diagnosing // Periodicals of Engineering and Natural Sciences. — 2019. — Vol. 7, No. 1, — Р. 287-293.

7. Devendra K. Modeling and Simulation of Systems Using MATLAB and Simulink. — New York: CRC Press, 2010. — 734 p.

8. Will D., Gebhardt. N. Hydraulik. — Berlin: Springer. 2011. — 523 p.

9. Belyaev A., Pushkarev A., Kuzmichev V. Vehicle reliability and safety through simulation of the sequence of restoration of motor vehicle components // Transportation Research Procedia. — 2018. — Vol. 36. — P. 50-55.

10. Reiner Nollau. Modellierung und Simulation technischer Systeme. — Berlin: Springer, 2009. — 302 p

Гидравлические системы нашли широкое применение в дорожно-строительной, землеройно-транспортной и коммунальной технике в качестве привода рабочих органов. Основным силовым исполнительным звеном гидропривода является гидроцилиндр [1, 3, 6].

Качество переходных процессов, протекающих в гидроцилиндрах рабочего оборудования, во многом определяет эксплуатационные свойства гидросистемы и машины в целом. Ухудшение технического состояния гидроцилиндра в процессе эксплуатации, вызванное изнашиванием деталей трибосопряжений, снижает эффективность использования гидросистемы и машины в целом. Математическое моделирование процесса изменения технического состояния позволяет оценить уровень работоспособности и надежности гидроцилиндров [2, 5, 9].

Для проведения диагностики гидроцилиндра построим тестовую схему, показанную на рис. 1. Схема включает насос 2, распределительный клапан (4/3) 4, регулируемый дроссель 3, гидроцилиндр 5, имеющий зазор. Процесс изменения давления во времени во многом зависит от величины утечки рабочей жидкости (РЖ) QLi, поэтому QLi используется в качестве диагностического сигнала для гидроцилиндров.

Сначала мы определяем стандартное значения диагностического параметра (давления) для нового гидроцилиндра при утечке жидкости QLi = 0. Затем изменяем объём утечки жидкости QLi, полученные значения диагностического параметра будут сохранены [4, 8].

Цель и задачи диагностики:

— определение утечки РЖ гидроцилиндра по изменению входных значений;

— измерение параметров открытия и закрытия распределительного клапана;

— измерение нагрузки;

— измерение различных зазоров для каждого значения расхода РЖ насоса.

Диагностические параметры:

— рабочее давление гидроцилиндра;

— скорость перемещения поршня гидроцилиндра.

В расчетной схеме, представленной на рис. 1, показано положение гидрораспределителя 4, при котором рабочая жидкость поступает в поршневую полость гидроцилиндра 5 из гидробака с помощью насоса 2. Когда мы открываем клапанный распределитель 4, давление гидравлического масла в системе сразу же меняется. Процесс изменения давления и перемещения поршня в гидроцилиндре 5 будет зависеть от размера суммарного зазора в цилиндре (царапины в цилиндре, зазор, износ деталей трибосопряжений). Объем утечки (QLi) РЖ через суммарный зазор в цилиндре снижает давление в системе [8].

Для Цитирования:
В. А. Зорин, Нгуен Чонг Минь, Диагностическая модель оценки состояния гидроцилиндров спецтехники. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: