По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Деятельность в сфере госзакупок

Полякова Н.В. директор правовой дирекции, АО «РВК», г. Москва

В настоящей статье дан анализ распространения норм части 4 ГК РФ на деятельность в сфере закупок, а именно – анализ Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор не ставит целью критиковать указанный закон, а пытается определить основные проблемы и законодательные противоречия, с которыми может столкнуться заказчик в сфере закупок РИД (интеллектуальной собственности) при работе в рамках указанного Федерального закона.

Литература:

1. Карцхия А.А. «Правовая монополия» исключительного права и защита конкуренции // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2014. – № 7. – С. 4–16.

2. Еременко В.И. Вопросы интеллектуальной собственности в законодательстве о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Законодательство и экономика. – 2009. – № 7.

3. Устинова Е.А. Доктрина эквивалентов и ее российские варианты // Изобретательство. – 2014. – Т. XIV. – № 6. – С. 9–23.

4. Храмцова З.В. Проблемные моменты Закона о КС и пути их решения в интересах добросовестного поставщика // Госзакупки.РУ. – 2014. – № 5. – С. 52–55.

5. Полякова Н.В. Новый механизм управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности – реальность или утопия // Изобретательство. – 2012. – Т. XII. – № 12. – С. 15–25.

6. Калятин В.О. Развитие режима баз данных в Гражданском кодексе Российской Федерации// Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. – 2014. – № 12. – С. 2–9.

7. Трахтенгерц Л.А. Комментарии к Гражданскому кодексу ч. 4 // М.: Контракт, Инфра-М, 2009 (Консультант-Плюс).

Продолжение статьи. Начало в №3.

Автор не знает, откуда это повелось, но закупка у единственного поставщика воспринимается проверяющими органами как нарушение закона. На самом деле закупка у единственного поставщика – это разрешенная законом (Закон № 44) процедура. В соответствии с ч. 1 ст. 24 «Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Если сумма закупки или предмет закупки соответствует требованиям закона, то она должна восприниматься как норма априори. При этом уникальность товара, работы или услуги – это далеко не главный критерий закупки у единственного поставщика. В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 06.04.2015 № Д28и-956 «О разъяснении положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ» заказчик вправе осуществлять все закупки у единственного поставщика в соответствии с законом о контрактной системе при соблюдении ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом № 44. Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в ст. 93 Закона № 44.

И, несмотря на положительные изменения законодательства в этом вопросе (поправки, внесенные Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ), закупка у единственного поставщика – самая дискутируемая тема, в том числе из-за жесткой позиции проверяющих и контролирующих органов.

Вернемся к опыту автора по вопросам патентования изобретений за рубежом. В этом случае чаще всего приходилось проводить закупки в виде открытого конкурса, аукциона или запроса котировок, т.к. в соответствии с Законом № 94 лимит, а именно – 100 000,00 руб. в квартал – это крайне незначительная (смешная) сумма, при условии стоимости патентования за рубежом.

Для «непосвященных» опишу (крайне коротко и поверхностно) процедуру патентования. Заявка на патентование готовится патентным поверенным1 и подается в патентное ведомство (национальное или зарубежное), которое проводит экспертизу представленной заявки (экспертиза формальная и по существу). По результатам экспертизы патентное ведомство направляет запросы, на которые патентный поверенный совместно с заявителем готовит ответы. В идеале на них должен отвечать патентный поверенный, готовивший эту заявку, потому что он знает тонкости и «мелочи», которые очень важны. При работе с патентным поверенным по № 94-ФЗ (а сейчас по № 44ФЗ), когда заказчик будет выходить за рамки квоты закупок у единственного поставщика, он вынужден проводить аукционы, запросы котировок, открытые конкурсы, а победителем (поставщиком услуги) может стать не тот, кто готовил и вел заявку с самого начала, а третье лицо. Третьему лицу надо будет передавать все документы, и только потому, что понятие одноименные, а теперь однородные и идентичные товары не позволяет доказать необходимость закупки у единственного поставщика. Существует достаточное количество случаев, когда закупка у единственного поставщика, пусть и с нарушением квот, приносит гораздо больше пользы и экономии, чем конкурентные процедуры. А главное, это гарантия того, что будет получен необходимый заказчику результат.

Для Цитирования:
Полякова Н.В., Деятельность в сфере госзакупок. Лин-технологии: Бережливое производство. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала