Сегодня ситуация с реализацией Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Законом № 44) практически повторяет ситуацию с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.1996, утратил силу 01.01.2014, далее – Закон № 94). Отмечу, что Закон № 44 лучше Закона № 94, он впитал в себя предыдущий опыт1 . Но он впитал и некоторые ошибки! Особенно в части результатов интеллектуальной деятельности (далее – интеллектуальная собственность, РИД, соответственно), чему и будет посвящена данная статья.
В соответствии со ст. 10 Закона № 44 заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Лучшим, с точки знания автора, является следующее определение инновации2 – это такое нововведение в любой сфере человеческой деятельности, представляющее собой процесс (или результат процесса), в котором:
- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню.
Но общее во всех существующих определениях инновационной и высокотехнологичной продукции то, что одними из главных критериев являются: соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации3 и наличие РИД.
И все же смешение понятий «инновационное» и «высокотехнологичное» остается. Да, между ними тонкая грань. Но задача и контрактной системы (далее, в том числе – госзакупок), и развития страны в целом – это все-таки стимулировать инновации. И вопросам стимулирования инноваций, т. е. интеллектуальной собственности, государство должно уделять куда большее внимание.