Обеспечение всего населения качественным образованием, повышение его доступности — одна из приоритетных задач государства. Она обладает принципиальным значением, ведь именно от нее зависит подготовка будущих рабочих, специалистов, управленцев. Образование дает ученика мне только базовые знания, образовательные институты обеспечивают еще и развитие гражданской ответственности и правового самосознания.
Это требование отражено в концепции развития российского образования. Качество образования определяется не только наличием у учеников умений, навыков и знаний, оно должно давать опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности, духовности, российской идентичности.Обучающиеся должны уметь адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, иметь стимулы к самосовершенствованию в своей профессиональной отрасли, к саморазвитию.
Главные задачи патриотического воспитания молодежи на протяжении нескольких последних лет решались в процессе реализации различных государственных программ. Самые крупные из них — «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», а также «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Принципиальная задача этих программ — развитие гражданско-патриотического сознания у молодого поколения нашей страны, положительная динамика развития патриотических движений, интернационализма в мышлении населения. На основе таких общественных настроений создаются благоприятные условия для культурного и духовного подъема в обществе в целом.
Одним из инструментов реализации программы патриотического воспитания являются образовательные организации, решение задач программы в значительной мере возложено именно на них. Формирование патриотизма у учеников является одним из ключевых критериев при оценке качества образовательного процесса.
Особое значение в таких условиях приобретает музей в учебном заведении, он становится одним из самых мощных средств воздействия на процесс воспитания учеников. В отечественной педагогической практике использование музеев является довольно распространенной практикой во многом за счет их образовательно-воспитательного потенциала.