При выборе медицинских организаций для опроса исследователи исходили из рейтинга крупнейших частных многопрофильных клиник России, составленного деловым журналом Vademecum. При этом около 75 % участников исследования занимают 50 верхних позиций в указанном рейтинге.
48 % респондентов представляют клиники, принимавшие участие в исследовании за 2015 г. В связи с изменением фокуса исследования из списка участников были исключены ведомственные ЛПУ, а также узкоспециализированные и монопрофильные клиники.
В целях анализа все опрошенные медицинские учреждения были разделены на следующие группы по географическому признаку:
- – медицинские организации (МО), осуществляющие деятельность только в городах федерального значения (ГФ Москве и Санкт-Петербурге;
- – МО, осуществляющие деятельность в ГФЗ и регионах;
- – МО, осуществляющие деятельность только в регионах.
Большинство региональных клиник сконцентрированы в Приволжском, Уральском и Северо-Западном федеральных округах. Половина клиник, участвующих в исследовании в первый раз, представлены московскими многопрофильными МО, остальные новые участники исследования осуществляют деятельность одновременно в ГФЗ и регионах.
Более 70 % опрошенных частных МО представлены сетью клиник, расположенных в одном или нескольких городах России. Несетевые компании на 86 % представлены московскими МО.
Все участвующие в опросе МО оказывают амбулаторно-поликлинические услуги, 78 % имеют полный и/или дневной стационар, а в 70 % клиник есть детское отделение. Услуги по реабилитации предоставляют около 40 % участников исследования.
Все опрошенные клиники были отнесены к премиум-, бизнес- и массовому ценовым сегментам. Классификация клиник по сегментам проводилась с совокупным использованием нескольких критериев:
- – величина среднего чека для пациентов: физических лиц и ДМС-пациентов*;
- – собственная оценка участниками своего сегмента;
- – сегмент, в котором функционируют обозначенные компанией клиники-конкуренты.
Исходя из критерия величины среднего чека к премиум-сегменту относили клиники со средним чеком свыше 15 тыс. руб. В бизнес-сегменте величина среднего чека колебалась в диапазоне от 6 до 15 тыс. руб.; в массовом — не превышала 6 тыс. руб.