Воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, гордости за свою принадлежность к России, готовности служить ее развитию и процветанию — важнейшая задача всего общества, как отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В ней говорится, что патриотизм является базовым социальным фактором в укреплении российской государственности, консолидации российского общества, обеспечении национальной безопасности, достижении российской гражданской идентичности населением страны и переходе на инновационный путь ее развития [2].
Ю. В. Васильева в своем историко-педагогическом исследовании показала, что традиции патриотического воспитания в отечественной педагогической мысли и практике имеют глубокие корни, начиная с работ М. В. Ломоносова и В. Г. Белинского. Творчески они были переосмыслены в работах и практике деятельности А. С. Макаренко, и своебразно трансформируются в современной педагогической практике [1, с. 44].
Воспитание подростков в современных условиях требует опоры на общие закономерности возрастного развития и особенности современной социальной ситуации. Если говорить о социальной ситуации, то это, прежде всего, изобилие разнообразной информации, порой совершенно диаметрально толкующей события из истории нашей страны, в которой молодому человеку, не имеющему достаточного знания, четких ценностных основ, разобраться трудно.
Далее, свойственная подростковому возрасту тяга к оппозиции может привести подростка просто из чувства протеста к неправильным выводам относительно важнейших фактов развития нашей страны, к попаданию в радикальные группы и группировки, к формированию радикально-оппозиционных ценностей и настроений.
Важно учитывать также свойственную подросткам потребность в новизне (романтике), в испытании себя, в принадлежности к группе сверстников, в героизме и идеале, в реализации социально значимой деятельности.
Учет всех этих обстоятельств приводит к выводу о том, что настоящее патриотическое воспитание возможно только в совместной социально значимой деятельности на материале истории страны, дающей возможность испытать себя, возможность самоутверждения положительными поступками, формирующей способность бескорыстно заботиться о людях, о своем социальном окружении, формировать и осознавать свою жизненную позицию. С. Д. Поляков считает, что сутью патриотического воспитания является реальная забота о людях, жизнь и работа которых создавала исторические, культурные ценности нашей страны, уважение к этим ценностям, знание их [3, с. 158].