По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.7 DOI:10.33920/pol-01-2005-11

Детско-юношеское движение «Юнармия» в системе патриотического воспитания детей и молодежи

Антонида Константиновна Лукина канд. филос. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им.В. П. Астафьева»
Валентин Сергеевич Буланков аспирант Института социальных и гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», 660060, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, телефон раб.: 8 (391) 217-17–11, е-mail: lokteva.katerina@inbox.ru

В статье анализируется деятельность детско-юношеского движения «Юнармия» как пространство патриотического воспитания подростков и молодежи. Показано, что условия, складывающиеся в организации, соответствуют возрастным условиям и потребностям подростков и обеспечивают эффективность патриотического воспитания.

Литература:

1. Васильева Ю. В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков [Текст] / Ю. В. Васильева // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 23, вып. 1 (171). — С. 43-52: табл. — Библиогр.: с. 49-50 (26 назв.). — Рез. англ. — полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015. в ред. от 20.11.2018 г. № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru, свободный (28.02.2020).

3. Поляков С. Д. Реалистическое воспитание / С. Д. Поляков. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 c.

1. Theoretical approaches to the problem of educating Patriotic feelings in adolescents [Text] / Yu. V. Vasilieva // Bul-letin of the Tambov University. Ser.: Humanities. - 2018. - Vol. 23, issue 1 (171). - P. 43-52: tab. - Bibliogr.: p. 49-50 (26 titles). - RES. English-for the full text of the article, see the website of the Scientifi c electronic library https://elibrary.ru.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.12.2015. in ed. from 20.11.2018, № 1493 "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" [Electronic resource]. - Access mode: http://pravo.gov.ru, free (28.02.2020).

3. Polyakov S. D. Realistic education / S. D. Polyakov. - M.: Center "Pedagogical search", 2004. - 176 p.

Воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, гордости за свою принадлежность к России, готовности служить ее развитию и процветанию — важнейшая задача всего общества, как отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В ней говорится, что патриотизм является базовым социальным фактором в укреплении российской государственности, консолидации российского общества, обеспечении национальной безопасности, достижении российской гражданской идентичности населением страны и переходе на инновационный путь ее развития [2].

Ю. В. Васильева в своем историко-педагогическом исследовании показала, что традиции патриотического воспитания в отечественной педагогической мысли и практике имеют глубокие корни, начиная с работ М. В. Ломоносова и В. Г. Белинского. Творчески они были переосмыслены в работах и практике деятельности А. С. Макаренко, и своебразно трансформируются в современной педагогической практике [1, с. 44].

Воспитание подростков в современных условиях требует опоры на общие закономерности возрастного развития и особенности современной социальной ситуации. Если говорить о социальной ситуации, то это, прежде всего, изобилие разнообразной информации, порой совершенно диаметрально толкующей события из истории нашей страны, в которой молодому человеку, не имеющему достаточного знания, четких ценностных основ, разобраться трудно.

Далее, свойственная подростковому возрасту тяга к оппозиции может привести подростка просто из чувства протеста к неправильным выводам относительно важнейших фактов развития нашей страны, к попаданию в радикальные группы и группировки, к формированию радикально-оппозиционных ценностей и настроений.

Важно учитывать также свойственную подросткам потребность в новизне (романтике), в испытании себя, в принадлежности к группе сверстников, в героизме и идеале, в реализации социально значимой деятельности.

Учет всех этих обстоятельств приводит к выводу о том, что настоящее патриотическое воспитание возможно только в совместной социально значимой деятельности на материале истории страны, дающей возможность испытать себя, возможность самоутверждения положительными поступками, формирующей способность бескорыстно заботиться о людях, о своем социальном окружении, формировать и осознавать свою жизненную позицию. С. Д. Поляков считает, что сутью патриотического воспитания является реальная забота о людях, жизнь и работа которых создавала исторические, культурные ценности нашей страны, уважение к этим ценностям, знание их [3, с. 158].

Для Цитирования:
Антонида Константиновна Лукина, Валентин Сергеевич Буланков, Детско-юношеское движение «Юнармия» в системе патриотического воспитания детей и молодежи. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: