По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.356.2:159.9.072 DOI:10.33920/pol-01-2007-10

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте как объект социально-педагогического исследования

Кристина Самвеловна Худатян кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», 600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, 87, e-mail: kristinka_kh@mail.ru
Марина Владимировна Данилова кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», 600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, 87

Авторы обращаются к классической проблеме отцов и детей. Для определения особенностей детско-родительских отношений авторы провели анализ научной психолого-педагогической литературы.

Литература:

1. Козлов А. А. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / Отв. ред. А. А. Козлов. — Москва: Логос. 2004: 173 с.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи: педагогов и родителей. — Москва: Владос. 2006: 86 с.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — Москва: Наука. 2007: 349 с.

4. Гребенникова Н. В., Гурова Е. В., Захарова Е. И. и др. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. Е. Г. Сурковой. — Москва: Академия. 2014: 240 с.

5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт. 2004: 1456 с.

6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Москва: Гардарики. 2005: 320 с.

7. Зацепин В. И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы. — Киев: Украiна. 2009: 314 с.

8. Обозова А. Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. Вопросы психологии. 1984; 3: 104–110.

9. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2006: 768 с.

10. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — Москва: Институт Психотерапии. 2010: 319 с.

11. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — Т. 2. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс. 2015: 464 с.

12. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. 2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. — Москва: Педагогика. 2000: 288 с.

13. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений. Школа здоровья. 2004; 2: 5–14.

14. Савинова Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — Москва: Когито Центр. 2003: 230 с.

15. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. — Санкт-Петербург: Речь. 2001: 144 с.

16. Саготовская Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. — Томск: Университет. 2005: 64 с

17. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж: МОДЭК. 2008: 206 с.

18. Лесгафт П. Ф. Воспитание ребенка. — Санкт-Петербург: Северо-Запад. 2012: 416 с.

19. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Ленинград: Медицина. 2006: 216 с.

20. Столин В. В. Семья в психологической консультации / Под ред. В. В. Столина, А. А. Бодалева. — Москва: Педагогика. 2000: 208 с.

21. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — Москва: Знание. 2009: 93 с.

1. Kozlov A. A. Sotsial’naya rabota: vvedenie v professional’nuyu deyatel’nost’ uchebnoe posobie [Social Work: Introduction to Professional Activity. Textbook] / Eds. Kozlov. -Moscow: Logos Publ., 2004. 173 p.

2. Tseluyko V. M. Psikhologiya sovremennoi sem’i: pedagogov i roditelei [Psychology of the Modern Family: Parents and Teachers]. Moscow: VLADOS Publ., 2006. 86 p.

3. Druzhinin V. N. Psikhologiya obszhikh sposobnostei [Psychology of General Abilities]. Moscow: Nauka Publ., 2007. 349 p.

4. Grebennikova N. V., Gurova E. V., Zakharova E. I., et al. Psikhologiya sem’i dlya studentov uchrezhdenii vysshego professional’nogo obrazovaniya; pod redaktsiei E.G. Surkovoi [Family Psychology: Textbook for Students of Higher Professional Education Institutions, eds. E. G. Surkova ]. - Moscow: Academy Publ., 2014. 240 p.

5. M. Prokhorov (ed). Bol’shoi Entsiclopedicheskii Slovar’ [Big Encyclopaedic Dictionary] - 2nd ed., augmented. - Moscow: Bolshaya Rossiskaya Entsiklopediya; Saint Petersburg: Norint Publ., 2004. 456 p.

6. Karabanova O. A. Psikhologiya semeinykh otnoshenii i osnovy semeinogo konsultirovaniya: uchebnoe posobie [Psychology of Family Relations and the Basics of Family Counseling: Textbook]. Moscow: Gardariki Publ., 2005. 320 p.

7. Zatsepin V. I. Molodaya sem’ya: sotsial’no – ekonomicheskie, pravovye, moral’no – psikhologicheskie problemy [Young Family: Socio-Economic, Legal, Moral and Psychological Problems] / V. I. Zatsepin. - Kiev: Ukraina Publ., 2009. 314 p.

8. Obozova, A. N. Psykhologicheskie problemy sluzhby sem’i i braka [Psychological Problems of Family and Marriage Service]. Voprosy Psikhologii [Issues of Psychology], 1984, Vol. 3, pp. 104-110.

9. Schneider L. B. Semeinaya psykhologiya: Uchebnoye posobie dlya vuzov [Family Psychology: Textbook for Universities]. 2nd ed. - Moscow: Academic Project Publ.; Yekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., 2006. 768 p.

10. Ovcharova R. V. Psikhologiccheskoye soprovozhdenie roditel’stva [Psychological Support of Parenthood]. Moscow: Institute of Psychotherapy, 2010. 319 p.

11. Spivakovskaya A. S. Psyhoterapiya: igra, detstvo, sem’ya [Psychotherapy: Game, Childhood, Family], vol. 2. Moscow: OOO Aprel Press Publ., ZAO EKSMOPress Publ., 2015. 464 p.

12. Ananyev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy: v 2 tomakh [Selected Psychological Works: in 2 vols], vol. 2. / Eds. A. A. Bodaleva et al. - Moscow: Pedagogika Publ., 2000. 288 p.

13. Koshkarova, T. A. Psikhologicheskii analiz problem detsko-roditel’skikh otnoshenii [Psychological Analysis of the Problems of Parent-Child Relationships]. Shkola zdorovya [Health School], 2004, vol. 2, pp. 5-14.

14. Savinova E. A. Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnoshenii [Parents and Children: Psychology of Relationships] / Eds. E. A. Savina, E. O. Smirnova. Moscow: Kogito Centr Publ., 2003. 230 p.

15. Varga A. Ya. Sistemnaya semeinaya psikhoterapiya: kratkii lektsionnyi kurs [Systemic Family Psychotherapy: a Short Lecture Course] / A. Ya. Varga. - Saint Petersburg: Rech Publ., 2001. 144 p.

16. Sagotovskaya L. G. Vospitanie lichnosti v usloviyakh semeinogo kollektiva [Personality Education in the Conditions of a Family Collective]. Tomsk: Universitet Publ., 2005. 64 p.

17. Miniyarov V. M. Psikhologiya semeinogo vospitaniya [Psychology of Family Education]. Voronezh: SPA Modek Publ., 2008. 206 p.

18. Lesgaft P. F. Vospitanie rebenka [Raising a Child]. Saint Petersburg: Severo-Zapad Publ., 2012. 416 p.

19. Zakharov A. I. Psikhoterapiya nevrozov u detei i podrostkov [Psychotherapy of Neurosis in Children and Adolescents]. - Moscow: Meditsina Publ., 2006. 216 p.

20. Stolin V. V. Sem’ya v psikhologicheskoi konsultatsii [Family in Psychological Consultation] / Eds. V. V. Stolin, A. A. Bodalev. - Moscow: Pedagogika Publ., 2000. 208 p.

21. Petrovsky A.V. Deti i taktika semeinogo vospitaniya [Children and the Tactics of Family Education] / A.V. Petrovsky. - Moscow: Znanie Publ., 2009. - 93 p

Современные требования к образовательному процессу, реализуемому в образовательных системах разного уровня, в том числе общеобразовательных, отражают необходимость формирования у учащихся осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. В связи с этим ФГОС ориентирован на становление личности, умеющей осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи. Безусловно, успех реализации выделенных направлений зависит от умений подростков конструктивно мыслить и воспринимать детско-родительские отношения в семье.

Именно семья оказывает большую роль на формирование взаимодействия подростка с другими людьми, с малых лет, еще ребенком он осваивает социум, его нормы и ценности. На формирование личности ребенка оказывает влияние поведение родителей, а именно семьи в растущий период превыше остальных воспитательных действий.

Подростковый возраст является периодом, когда ребенок хочет выразить свое мнение, что приводит его к процессу самовоспитания. Формируется характер: осмысление прав и обязанностей, оценивается и обдумывается прошлое и настоящее и т. п. Центром самосознания личности является чувство взрослости.

В основе психолого-педагогической практики лежит изучение проблемы семьи и детско-родительских отношений. Не обошли эту проблему стороной такие педагоги-психологи, как В. В. Столин, О. А. Карабанова, А. Я. Варга, Е. А. Савинова и другие, изучая и анализируя детско-родительские отношения как наиболее важный источник детского развития.

Несмотря на достаточно глубокие исследования проблемы, вопрос особенностей детско-родительских отношений остается открытым.

Цель исследования — провести анализ научной литературы по особенностям детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

В психолого-педагогической науке представлены разные походы к определению семьи и детско-родительских отношений для понимания развития личности ребенка и для организации психолого-педагогической практики.

Для Цитирования:
Кристина Самвеловна Худатян, Марина Владимировна Данилова, Детско-родительские отношения в подростковом возрасте как объект социально-педагогического исследования. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: