По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.4:001.12 DOI:10.33920/nik-01-2101-06

Детский иммерсивный театр в партиципаторных практиках музея

Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ffch@mail.ru

Публикация подготовлена на основе практического опыта работы с детской аудиторией музея. Рассматриваются подходы и принципы иммерсивного театра, положенные в основу проектирования интерактивной экскурсии-спектакля как формы освоения исторического ландшафта посредством партиципаторных культурных практик. Предлагаемый проект является базовой частью программы летней выездной практики студентов профиля «Культурологическое образование» в Музее-заповеднике «Херсонес Таврический» (2017–2019 гг.).

Литература:

1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 3 (64). — С. 197–199.

2. Григорьянц Н.В. Театральный интерактив как модель коммуникации современной культуры // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 383. — С. 73–77.

3. Ерохина Т.И., Кукушкина Е.С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре // Верхневолжский филологический вестник. — 2019. — № 1 (16). — С. 214–222.

4. Коккинос-Кеннеди К. Поэтика иммерсивного театра // VI Международный летний фестиваль искусств [Электронный ресурс]. — URL: https://tochkadostupa.spb.ru/20-05 (дата обращения: 19.10.2020).

5. Мороз О. Партиципация как культурная практика // Постнаука [Электронный ресурс]. — URL: https://postnauka.ru/video/75977 (дата обращения: 19.10.2020).

6. Смирнов А.В. Партиципаторные технологии как новый вызов теоретической музеологии // Вопросы музеологии. — 2019. — Т. 10. — Вып. 2. — С. 153–160 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partitsipatornye-tehnologiikak-novyy-vyzov-teoreticheskoy-muzeologii (дата обращения: 19.10.2020). DOI: https:// doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.202.

7. Тараканова О. Как зрители превратились в актеров и что из этого вышло: краткая история иммерсивного театра в России // НОЖ. Интеллектуальный журнал о культуре и обществе [Электронный ресурс]. — URL: https://knife.media/immersive-theatre/ (дата обращения: 19.10.2020).

8. Что общего между торговым центром, теплоходом и туалетом? И при чем тут театр? // Porusski.me. Онлайн-журнал [Электронный ресурс]. — URL: https://porusski. me/2018/08/10/09-spektakli-site-specifi c/ (дата обращения: 19.10.2020).

1. Vanyushkina L.M., Korobkova Ye.N. Kul'turno-obrazovatel'nyye praktiki: novyy obrazovatel'nyy format // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2017. — № 3 (64). — S. 197–199.

2. Grigor'yants N.V. Teatral'nyy interaktiv kak model' kommunikatsii sovremennoy kul'tury // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2014. — № 383. — S. 73–77.

3. Yerokhina T.I., Kukushkina Ye.S. Fenomen immersivnogo teatra v sovremennoy otechestvennoy kul'ture // Verkhnevolzhskiy fi lologicheskiy vestnik. — 2019. — № 1 (16). — S. 214–222.

4. Kokkinos-Kennedi K. Poetika immersivnogo teatra // VI Mezhdunarodnyy letniy festival' iskusstv. [Elektronnyy resurs.] URL: https://tochkadostupa.spb.ru/20-05 (Data obrashcheniya 19.10.2020).

5. Moroz O. Partitsipatsiya kak kul'turnaya praktika // Postnauka. [Elektronnyy resurs.] URL: https://postnauka.ru/video/75977 (Data obrashcheniya 19.10.2020).

6. Smirnov A.V. Partitsipatornyye tekhnologii kak novyy vyzov teoreticheskoy muzeologii // Voprosy muzeologii. — 2019. — T. 10. Vyp. 2. — S. 153–160. [Elektronnyy resurs.] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/partitsipatornye-tehnologii-kak-novyy-vyzov-teoreticheskoymuzeologii (Data obrashcheniya 19.10.2020). DOI: https://doi.org/10.21638/11701/ spbu27.2019.202.

7. Tarakanova O. Kak zriteli prevratilis' v akterov i chto iz etogo vyshlo: kratkaya istoriya immersivnogo teatra v Rossii // NOZH. Intellektual'nyy zhurnal o kul'ture i obshchestve. [Elektronnyy resurs.] URL: https://knife.media/immersive-theatre/ (Data obrashcheniya 19.10.2020).

8. Chto obshchego mezhdu torgovym tsentrom, teplokhodom i tualetom? I prichem tut teatr? // Porusski.me. Onlayn zhurnal. [Elektronnyy resurs.] URL: https://porusski. me/2018/08/10/09-spektakli-site-specifi c/ (Data obrashcheniya 19.10.2020).

Статья поступила 20.10.2020

Успешное функционирование современного музея во многом осуществляется через новые формы коммуникации с посетителем. Музей оказывается пространством реализации партиципаторных практик, направленных на вовлеченность посетителя в коммуникацию с музейным пространством и его предметным окружением, при этом важным аспектом оказывается получение зрителем «не столько новой информации, сколько впечатлений» [6]. Более того, культура партиципации в большей степени оправдывает свою сущность, выступая «коллективной практикой, определяющей коллективное событие» [5]. К числу подобных партиципаторных практик, делающих музей событийным, зрелищным и привлекательным для детской аудитории, можно отнести музейную театрализацию, основанную на близости музея и театра как пространств визуальной коммуникации, рождающих эмоциональное переживание.

Опыт синтеза театральных и музейных форм в освоении аутентичного культурного ландшафта детской аудиторией в данной статье рассматривается на примере технологии интерактивной экскурсии-спектакля. Место реализации образовательного проекта — Историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (Севастополь, 2017–2019 гг.). Проект включает два сценария, каждый из которых посвящен отдельному историческому периоду существования Херсонеса. Каждый сценарий в своей информативно-содержательной и интерактивной частях адаптирован для восприятия определенной возрастной группой участников. Маршрут экскурсии-спектакля «В поисках карты Клио» проходит по античному городищу и адресован детской аудитории 6–10 лет. Вторая часть проекта — экскурсия-спектакль «Читая тайные Херсона письмена» охватывает памятники византийского периода и адресована школьникам 8–12 лет.

Спецификой выбранной музейной площадки является расположение объектов показа на маршруте под открытым небом. При этом объекты, через которые проходит экскурсионный маршрут, представляют собой археологические памятники, визуализируются в пространстве как руинированный ландшафт, преимущественно в виде фундаментов и фрагментов построек, что требует дополнительной интерпретации и включения в сценарий спектакля-экскурсии элементов историко-культурной реконструкции. Стоит заметить, что в России не так много археологических музеев, и опыт педагогической работы с памятниками данного типа можно считать инновационным.

Для Цитирования:
Дмитриева Лариса Валерьевна, Детский иммерсивный театр в партиципаторных практиках музея. Вопросы культурологии. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: