Статья поступила 20.10.2020
Успешное функционирование современного музея во многом осуществляется через новые формы коммуникации с посетителем. Музей оказывается пространством реализации партиципаторных практик, направленных на вовлеченность посетителя в коммуникацию с музейным пространством и его предметным окружением, при этом важным аспектом оказывается получение зрителем «не столько новой информации, сколько впечатлений» [6]. Более того, культура партиципации в большей степени оправдывает свою сущность, выступая «коллективной практикой, определяющей коллективное событие» [5]. К числу подобных партиципаторных практик, делающих музей событийным, зрелищным и привлекательным для детской аудитории, можно отнести музейную театрализацию, основанную на близости музея и театра как пространств визуальной коммуникации, рождающих эмоциональное переживание.
Опыт синтеза театральных и музейных форм в освоении аутентичного культурного ландшафта детской аудиторией в данной статье рассматривается на примере технологии интерактивной экскурсии-спектакля. Место реализации образовательного проекта — Историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (Севастополь, 2017–2019 гг.). Проект включает два сценария, каждый из которых посвящен отдельному историческому периоду существования Херсонеса. Каждый сценарий в своей информативно-содержательной и интерактивной частях адаптирован для восприятия определенной возрастной группой участников. Маршрут экскурсии-спектакля «В поисках карты Клио» проходит по античному городищу и адресован детской аудитории 6–10 лет. Вторая часть проекта — экскурсия-спектакль «Читая тайные Херсона письмена» охватывает памятники византийского периода и адресована школьникам 8–12 лет.
Спецификой выбранной музейной площадки является расположение объектов показа на маршруте под открытым небом. При этом объекты, через которые проходит экскурсионный маршрут, представляют собой археологические памятники, визуализируются в пространстве как руинированный ландшафт, преимущественно в виде фундаментов и фрагментов построек, что требует дополнительной интерпретации и включения в сценарий спектакля-экскурсии элементов историко-культурной реконструкции. Стоит заметить, что в России не так много археологических музеев, и опыт педагогической работы с памятниками данного типа можно считать инновационным.