По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.99 DOI:10.33920/MED-12-2305-07

Дети, подростки и цифровые медиа: проблемы медиазависимости, формы взаимодействия врача, психолога, родителей. Часть II

Крылов Александр Петрович магистрант факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-1928-2346

Современные дети и подростки погружены как в традиционные, так и в новые формы цифровых медиа. Исследования традиционных средств массовой информации, таких как телевидение, выявили проблемы со здоровьем и негативные последствия, которые коррелируют с продолжительностью и содержанием просмотра. За последнее десятилетие использование цифровых средств массовой информации, включая интерактивные и социальные сети, выросло, а данные исследования свидетельствуют о том, что эти новые средства массовой информации предлагают как преимущества, так и риски для здоровья детей и подростков. Выявлены преимущества, основанные на фактических данных от использования цифровых и социальных сетей, включают раннее обучение, экспозицию к новым идеям и знаниям, расширение возможностей для социальных контактов и поддержки, а также новые возможности для доступа к сообщениям по укреплению здоровья.

Литература:

1. Fidler AE, Zack E, Barr R. Television viewing patterns in 6‐to 18‐month‐olds: the role of caregiver — infant interactional quality. Infancy. 2010;15 (2):176–196Google Scholar.

2. Roseberry S, Hirsh-Pasek K, Golinkoff RM. Skype me! Socially contingent interactions help toddlers learn language. Child Dev. 2014;85 (3):956–970 [PubMed] Google Scholar.

3. Kirkorian HL, Choi K, Pempek TA. Toddlers’ word learning from contingent and noncontingent video on touch screens. Child Dev.2016;87 (2):405–413.

4. Zack E, Gerhardstein P, Meltzoff AN, Barr R. 15-month-olds’ transfer of learning between touch screen and real-world displays: language cues and cognitive loads. Scand J Psychol. 2013;54 (1):20–25.

5. McClure ER, Chentsova-Dutton YE, Barr RF, Holochwost SJ, Parrott WG «Facetime doesn’t count»: video chat as an exception to media restrictions for infants and toddlers. Int J Child-Computer Interact 2015;6: 1–6.

6. Anderson DR, Huston AC, Schmitt KL, Linebarger DL, Wright JC. Early childhood television viewing and adolescent behavior: the recontact study. Monogr Soc Res Child Dev.2001;66 (1):I–VIII, 1–147

7. Christakis DA, Garrison MM, Herrenkohl T, et al. Modifying media content for preschool children: a randomized controlled trial. Pediatrics. 2013;131 (3):431–438

8. Chiong C, Shuler C. Learning: is there an app for that? Investigations of young children’s usage and learning with mobile devices and apps. New York, NY: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop; 2010, Available at http://www-tc.pbskids.org/read/files/cooney_learning_ apps.pdf. Accessed May 9, 2015.

9. Vaala S, Ly A, Levine M. Getting a Read on the App Stores: A Market Scan and Analysis of Children’s Literacy Apps. New York: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop; 2015. Available at www.joanganzcooneycenter.org/wp-content/uploads/ 2015/ 12/ jgcc_gettingaread.pdf. Accessed May 9, 2016.

10. Guernsey L, Levine MH. Tap Click Read: Growing Readers in a World of Screens. San Francisco, CA: Jossey-Bass; 2015.

11. Bus AG, Takacs ZK, Kegel CA. Affordances and limitations of electronic storybooks for young children’s emergent literacy. Dev Rev2015;35:79–97

12. Lauricella AR, Barr R, Calvert SL. Parent — child interactions during traditional and computer storybook reading for children’s comprehension: implications for electronic storybook design. Int J Child-Computer Interact. 2014;2 (1):17–25.

13. Strouse GA, O’Doherty K, Troseth GL. Effective coviewing: Preschoolers learning from video after a dialogic questioning intervention. Dev Psychol. 2013;49 (12):2368–238

14. Hiniker A, Suh H, Cao S, Kientz JA. Screen time tantrums: how families manage screen media experiences for toddlers and preschoolers. In:CHI’16. Proceedings of the 2016 CHI

15. Conference on Human Factors in Computing Systems; May 7–12, 2016; New York, NY. 648–660. Available at: http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=2858036. 2858278. Accessed May 9, 2016.

16. Hirsh-Pasek K, Zosh JM, Golinkoff RM, Gray JH, Robb MB, Kaufman J. Putting education in «educational» apps: lessons from the science of learning. Psychol Sci Public Interest. 2015;16 (1):3–34

17. Berkowitz T, Schaeffer MW, Maloney EA, et al. Math at home adds up to achievement in school. Science. 2015;350 (6257):196–19

18. Wartella E. Parenting in the Age of Digital Technology. Chicago, IL:Northwestern University Press; 201

Педагогическая теория уже давно подчеркивает, что взаимодействие улучшает обучение. Это понимание послужило мотивом для рекомендации совместного просмотра медиа наряду с доказательствами того, что взаимодействие с родителями увеличивает вовлеченность маленьких детей в медиа и понимание контента [1]. Интерактивность новых медиа через сенсорные экраны позволяет приложениям «знать», правильно ли реагирует ребенок, и приспосабливать ответы, подкрепление и следующие шаги к вкладу ребенка. Теоретически это может повысить образовательный потенциал, обеспечив опору для развития навыков на грани компетентности ребенка.

Эмпирических данных об использовании интерактивных медиа у младенцев и детей ясельного возраста немного. В возрасте 24 месяцев ребенок может учить слова в живом видеочате с отзывчивым взрослым [2] или с помощью тщательно разработанных интерактивных экранных интерфейсов, которые побуждают ребенка нажимать на соответствующие элементы обучения [3]. Начиная с 15-месячного возраста малыши могут учить новые слова с сенсорных экранов в лабораторных исследованиях (со специально разработанными, а не коммерческими приложениями), но испытывают трудности с переносом этих знаний в трехмерный мир [4], особенно если они регулярно используют сенсорные платформы для просмотра развлекательных материалов.

Многие родители используют видеочат (например, Skype, Facetime) как интерактивную медиаформу, облегчающую социальную связь с дальними родственниками. Новые данные показывают, что младенцы и дети младшего возраста регулярно участвуют в видеочатах [5], но те же принципы, касающиеся потребности в родительской поддержке, применимы для того, чтобы младенцы и дети ясельного возраста понимали, что они видят. Поскольку эпизоды видеочата обычно непродолжительны [5], способствуют установлению социальных связей и предполагают поддержку взрослых, не следует препятствовать этой практике у младенцев и детей младшего возраста.

Высококачественные обучающие телевизионные программы, подготовленные с учетом психофизиологических потребностей ребенка, могут явно улучшить когнитивные, языковые и социальные результаты у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Было проведено несколько крупных рандомизированных испытаний на базе местных сообществ, многие обсервационные исследования и несколько небольших экспериментальных, которые продемонстрировали, что дошкольники могут научиться грамоте, счету и просоциальным навыкам с помощью высококачественных телевизионных программ [6, 7]. Кроме того, Sesame Workshop и другие создатели детского контента реагируют на текущие потребности детей в здоровье и развитии (например, ожирение, устойчивость) путем разработки программ, направленных на обучение родителей и детей соответствующим знаниям и навыкам.

Для Цитирования:
Крылов Александр Петрович, Дети, подростки и цифровые медиа: проблемы медиазависимости, формы взаимодействия врача, психолога, родителей. Часть II. Врач скорой помощи. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: