Речь идет не только о предмете «Труд» (он же «Технология»), но и в целом об общественно полезном труде, которым снова будут заниматься российские школьники. Это и полив растений, и дежурство в раздевалках, и высаживание растений на пришкольной территории.
«Учителя и родители давно бьют тревогу и просят вернуть “Труд” в школы. Меня просит об этом моя мама, которая 40 лет жизни отдала работе в школе. У детей формируется потребительское отношение к жизни, а к учителям — как к обслуживающему персоналу. Те, кто идет по жизни с трудом, добиваются успехов не только в трудовой, но и в личной жизни», — рассказал один из соавторов документа, депутат Михаил Киселев.
Он добавил, что обязан своим счастьем трудовому воспитанию в школе: «Совместная уборка в классе помогла мне создать семью, искра любви с будущей женой у нас проскочила именно в этот момент».
Председатель Комитета ГД по просвещению Ольга Казакова негодует: «Сейчас в законе прописано только “формирование уважения к человеку труда”. Такое понятие, как “труд”, всего два раза встречается в Законе “Об образовании”».
Ольга Казакова сообщила, что «перечисление общественно полезного труда будет в образовательной программе, у которой есть основная часть — федеральная, в регионах что-то могут добавить».
Она согласилась с тем, что ко второму чтению в законопроект можно внести поправки, которые будут регламентировать правила безопасности. В то же время Ольга Казакова отметила, что речь не идет о каких-то сверхнагрузках, труд будет не производственный, а общественно полезный.
Депутат Бийсултан Хамзаев выразил опасение по поводу того, что директора школ могут начать пользоваться бесплатным трудом воспитанников, он предостерег от случаев строительства школьниками дач директоров и копания им картошки. «Мне сложно представить, чтобы директор школы вывез детей на дачу что-то делать», — возразила Ольга Казакова.
Глава Комитета ГД по делам семьи, женщин и детей Нина Останина не считает, что поголовно все родители будут довольны нововведением. «Наши дети — потребители, они так воспитаны системой. Трудно ждать, что все российское родительское сообщество будет стоя нам аплодировать. Родители нынешних детей — это те, кто учился в школе, когда действовал Закон “Об образовании” 2012 года. Они уже спрашивают, будут ли детям за труд платить».