Учреждения образования и семья сегодня — основные институты социализации в регулировании сексуального поведения несовершеннолетних. Актуальность темы в главной степени обусловливается тем, что увеличивается число беременных среди подростков.
Ранняя беременность в будущем для девушки может привести к проблемам как в физическом, так и психическом здоровье.
Несовершеннолетние матери составляют одну из молодёжных групп риска, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно около 16 миллионов девушек в возрасте 15–19 лет и около 1 миллиона девочек до 15 лет рожают в основном в странах с низким и средним уровнем дохода.
Для того чтобы правильно сформировать сексуальное поведение несовершеннолетних и решить проблему ранней беременности, необходимо объединить совместные усилия родителей с педагогами, психологами, врачами и как можно раньше начинать ставить задачи полового воспитания. Важно, чтобы половое воспитание начиналось с раннего детства в семье, а затем продолжалось в школьных организациях.
Благодаря повышению эффективности деятельности институтов семьи и образования школьники станут более осведомлёнными, получат достоверные знания, связанные с вхождением во взрослую жизнь.
Анализируя сайты школ Иркутской области, можно заметить, что отсутствует конкретный план мероприятий по сопровождению нравственно-полового созревания учащихся. Имеется информация о работе социального педагога и психолога на предмет патриотического воспитания, профилактики употребления наркотических и психотропных средств, правонарушения.
Согласно данным по результатам исследования, проведённого на базе социологической лаборатории региональных проблем и инноваций, в котором участвовало 70 человек, можно сделать вывод, что 43,6 % опрошенных женщин и 29 % опрошенных мужчин оценивают влияние образовательной системы в три балла. Также оценке респондентов подвергся институт семьи и его влияние на сексуальное поведение несовершеннолетних. Анкетирование населения Иркутской области показало, что 41,9 % опрошенных мужчин оценивают влияние семьи в пять баллов, в отличие от большинства женщин, которые оценивают в четыре балла(35,9 %). Отсюда заметим, что семья играет роль в формировании сексуального поведения несовершеннолетних больше, чем образовательная система.