По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2212-04

Детерминанты удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи

Забродняя Яна Сергеевна инструктор-методист по лечебной физкультуре, ФГБУ «Клиническая больница» УДП РФ, е-mail: yaniina95@yandex.ru, ORHID 0000-0003-1670-5921

В статье рассматривается качество оказания медицинского обслуживания и его стандартизация, стандарты аккредитации качества медицинской помощи, подходы к концепции удовлетворенности качеством. Проведен анализ социологических исследований, которые реализовывались в разных странах мира с целью выявления социально-демографических характеристик влияния на показатель удовлетворенности и выявлены ключевые детерминанты удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи.

Литература:

1. Fekri O, Macarayan ER, Klazinga N. Health system performance assessment in the WHO European Region: which domains and indicators have been used by Member States for its measurement? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2018 (Health Evidence Network (HEN) synthesis report 55).

2. Галстян Т.С. Государственный контроль качества оказания медицинской помощи // Синергия наук. 2020; 47: 256–260.

3. Donabedian’s Lasting Framework for Health Care Quality https://www.researchgate.net/publication/305486019_Donabedian’s_Lasting_Framework_for_Health_Care_Quality/citations.

4. Quality management systems — Guidelines for process improvements in health service organizations (IWA 1:2005, IDT). Available at: http://www.iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=41768.

5. Donabedian A Evaluating the Quality of Medical Care / A. Donabedian // Milbank Q.Dec. 2005; 83 (4): 691–729.

6. Суворова, С.П. Международные стандарты аудита / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. М.: ВД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2007; 320 с.

7. Независимая оценка качества оказания медицинской помощи в многопрофильном стационаре / М.В. Ли, С.Н. Бениова, П.Ф. Кикус [и др.] // Менеджер здравоохранения. 2021; 9: 21: 33. DOI: 10.21045 /1811-0185-2021-9-21-33.

8. Williams B. Patient satisfaction: a valid concept? // Social Science and Medicine. 1994; 38: 509–516.

9. Додонова И.В. Инновационные подходы к организации системы контроля качеством медицинской помощи в многопрофильных стационарах // Экономика и управление. 2018; 2: 81–89.

10. Романов С.В., Дзюбак С.А., Абаева О.П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России // Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61, 3: 47–50.

11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения на 2018–2025 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://olgasofronova.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravooxraneniya-na-2018–2025-gody-utverzhdena-pravitelstvom-rf.html

12. Абдульмянова Г.Р. Оценка качества оказания медицинской помощи на основе анкетирования // Микроэкономика. 2021; 2: 89–96. DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.89–96.

13. Ибатов, А.Д. Основы реабилитологии: учеб. пособие / А.Д. Ибатов, С.В. Пушкина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017; 160.

14. Решетников, А.В. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования / А.В. Решетников, Н.Н. Стадченко, К.Э. Соболев // Социология медицины. 2015; 14, 1: 19–25.

15. Социологический мониторинг удовлетворенности населения доступностью и качеством оказания медицинской помощи в условиях реализации комплексных целевых программ / И.Э. Есауленко, Т.Н. Петрова, А.Ю. Гончаров, А.В. Чернов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ООО «Ива», 2017; 116 с.

16. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки // Бюллетень НИИ общественного здоровья. 2013; 2: 20–23.

17. Трепель В.Г., Шилов М.А., Шумилина Е.В. Актуальные вопросы контроля качества медицинской помощи // Медицинское право. 2012; 1: 11–16.

18. Агаркова Е.В. Совершенствование организации и повышения качества оказания медицинской помощи // Университетская наука: взгляд в будущее: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах, Курск, 2 февраля 2018 г. / под ред. В.А. Лазаренко. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2018: 274–278.

19. Birk, H.O. Patients’ experience of choosing an outpatient clinic in one county in Denmark: results of a patient survey / Hans O. Birk, Rikke Gut, Lars O. Henriksen // BMC health services research. 2011; 11: 1.

20. Бобровницкий И.П. Научно-методологические подходы к совершенствованию системы организации здравоохранения и образования в сфере медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016; 93, 2–2: 37–38.

1. Fekri O, Macarayan ER, Klazinga N. Health system performance assessment in the WHO European Region: which domains and indicators have been used by Member States for its measurement? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2018. (Health Evidence Network (HEN) synthesis report 55).

2. Galstian, T.S. Gosudarstvennyi kontrol kachestva okazaniia meditsinskoi pomoshchi [State control of the quality of medical care] / T.S. Galstian // Sinergiia Nauk [Synergy of Sciences]. — 2020. — No. 47. — P. 256–260. (In Russ.)

3. Donabedian’s Lasting Framework for Health Care Quality https://www.researchgate.net/publication/305486019_Donabedian's_Lasting_Framework_for_Health_Care_Quality/citations.

4. Quality management systems — Guidelines for process improvements in health service organizations (IWA 1:2005, IDT). — Available at: http://www.iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=41768.

5. Donabedian A Evaluating the Quality of Medical Care / A. Donabedian // — Milbank Q. — Dec. 2005. — 83 (4): 691–729.

6. Suvorova, S.P. Mezhdunarodnye standarty audita [International auditing standards] / Suvorova S.P., Parushina N.V., Galkina E.V. — M.: VD «FORUM»: INFRA-M., 2007. — 320 p. (In Russ.)

7. Nezavisimaia otsenka kachestva okazaniia meditsinskoi pomoshchi v mnogoprofilnom statsionare [Independent assessment of the quality of medical care in a multidisciplinary hospital] / M.V. Li, S.N. Beniova, P.F. Kikus [et al.] // Menedzher zdravookhraneniia [Healthcare Manager]. — 2021. — No. 9. — P. 21–33. — DOI 10.21045/1811-0185-2021-9-21-33. (In Russ.)

8. Williams B. Patient satisfaction: a valid concept? / B. Williams // Social Science and Medicine. — 1994. — No. 38. — Р. 509–516.

9. Dodonova, I.V. Innovatsionnye podkhody k organizatsii sistemy kontrolia kachestvom meditsinskoi pomoshchi v mnogoprofilnykh statsionarakh [Innovative approaches to the organization of the system for monitoring the quality of medical care in multidisciplinary hospitals] / I.V. Dodonova // Ekonomika i upravlenie [Economics and Management]. — 2018. — No. 2. — P. 81–89. (In Russ.)

10. Romanov S.V., Dziubak S.A., Abaeva O.P. Puti povysheniia udovletvorennosti patsientov pri obsluzhivanii v registrature polikliniki meditsinskoi organizatsii sistemy FMBA Rossii [Ways to improve patient satisfaction during service at the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA system of Russia]. Meditsina ekstremalnykh situatsii [Emergency Medicine]. 2017. Vol. 61. No. 3. P. 47–50. (In Russ.)

11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640 «On approval of the State Program of the Russian Federation «Health Development for 2018–2025». [Electronic resource]. — Available at: https://olgasofronova.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravooxraneniya-na-2018–2025-gody-utverzhdena-pravitelstvom-rf.html. (In Russ.)

12. Abdulmianova, G.R. Otsenka kachestva okazaniia meditsinskoi pomoshchi na osnove anketirovaniia [Evaluation of the quality of medical care based on a questionnaire] / G.R. Abdulmianova // Mikroekonomika [Microeconomics]. — 2021. — No. 2. — P. 89–96. — DOI 10.33917/mic-2.97.2021.89–96. (In Russ.)

13. Ibatov, A.D. Osnovy reabilitologii [Fundamentals of rehabilitation]: teaching guide / A.D. Ibatov, S.V. Pushkin. — M.: GEOTAR-Media, 2017. — 16.0 p. (In Russ.)

14. Reshetnikov, A.V. Udovletvorennost rossiian kachestvom meditsinskoi pomoshchi v sisteme obiazatelnogo meditsinskogo strakhovaniia [Satisfaction of Russians with the quality of medical care in the system of compulsory medical insurance] / A.V. Reshetnikov, N.N. Stadchenko, K.E. Sobolev // Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. — 2015. — Vol. 14. — No. 1. — P. 19–25. (In Russ.)

15. Sotsiologicheskii monitoring udovletvorennosti naseleniia dostupnostiu i kachestvom okazaniia meditsinskoi pomoshchi v usloviiakh realizatsii kompleksnykh tselevykh programm [Sociological monitoring of population satisfaction with the availability and quality of medical care in the context of the implementation of comprehensive targeted programs] / I.E. Esaulenko, T.N. Petrova, A.Iu. Goncharov, A.V. Chernov. — Voronezh: Publishing and Printing Center LLC «Iva», 2017. — 116 p. (In Russ.)

16. Lindenbraten, A.L. Kachestvo organizatsii meditsinskoi pomoshchi i kriterii dlia ego otsenki [Quality of medical care organization and criteria for its assessment] / A.L. Lindenbraten // Biulleten NII obshchestvennogo zdorovia [Bulletin of the Research Institute of Public Health]. — 2013. — Issue 2. — P. 20–23. (In Russ.)

17. Trepel, V. G., Shilov M.A., Shumilina E.V. Aktualnye voprosy kontrolia kachestva meditsinskoi pomoshchi [Topical issues of quality control of medical care] / V.G. Trepel, M.A. Shilov // Meditsinskoe pravo [Medical Law]. — 2012. — No. 1. — P. 11–16. (In Russ.)

18. Agarkova, E.V. Sovershenstvovanie organizatsii i povysheniia kachestva okazaniia meditsinskoi pomoshchi [Improving the organization and improving the quality of medical care] / E.V. Agarkova // Universitetskaia nauka: vzgliad v budushchee [University Science: a Look into the Future]: Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific Conference dedicated to the 83rd anniversary of the Kursk State Medical University. In 2 volumes, Kursk, February 02, 2018 / Edited by V.A. Lazarenko. — Kursk: Kursk State Medical University, 2018. — P. 274–278. (In Russ.)

19. Birk, H.O. Patients’ experience of choosing an outpatient clinic in one county in Denmark: results of a patient survey / Hans O. Birk, Rikke Gut, Lars O. Henriksen // BMC health services research. — 2011. — No. 11. — P. 1.

20. Bobrovnitskii, I.P. Nauchno-metodologicheskie podkhody k sovershenstvovaniiu sistemy organizatsii zdravookhraneniia i obrazovaniia v sfere meditsinskoi reabilitatsii i sanatorno-kurortnogo lecheniia [Scientific and methodological approaches to improving the system of organization of health care and education in the field of medical rehabilitation and sanatorium treatment] / I.P. Bobrovnitskii // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizicheskoi kultury [Issues of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy]. — 2016. — Vol. 93. — No. 2–2. — P. 37–38. (In Russ.)

Тема определения показателей удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в настоящее время приобретает всё большое значение, так как вопросы обеспечения права пациента на медицинскую помощь являются одними из значимых в области медицинского обслуживания. В подтверждении актуальности можно привести статистику Всемирной организации здравоохранения, согласно которой каждый год от 5,7 до 8,4 млн человек умирает в связи с недостаточно высоким качеством медицинской помощи в тех государствах, где уровень среднедушевого дохода находится на низком и среднем уровне. При этом данное количество смертей составляет около 15 % от общего количества смертей в таких государствах. В тих государствах, где уровень среднедушевого дохода находится на высоком уровне, примерно 10 % людей, которые обращаются за медицинской помощью в стационар, получают различные травмы, а 7 % заражаются различными инфекционными заболеваниями, что также сопряжено с недостаточно высоким качеством медицинской помощи [1]. Приоритеты в сфере устойчивого развития указывают на то, что качество как категория выступает одним из главных компонентов для сферы здравоохранения. Данный показатель нужно регулярно определять, анализировать и регулировать, чтобы сфера здравоохранения постоянно развивалась. Стоит отметить, что в настоящее время имеются сложности с определением критериев удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи, потому что не существует единого подхода к тому, что должно содержаться в таких критериях в области охраны здоровья.

Целью исследования является исследование детерминант оценки удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи.

Задачи исследования:

• провести анализ литературы по проблеме исследования;

• проанализировать социологические исследования по выявлению социально-демографических характеристик влияния на показатель удовлетворенности.

В качестве метода исследования применялись анализ литературы по проблеме исследования и анализ социологических исследований.

Для Цитирования:
Забродняя Яна Сергеевна, Детерминанты удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. ГЛАВВРАЧ. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: