24 мая группа депутатов во главе с председателем Комитета по просвещению Ольгой Казаковой («Единая Россия») внесла в Госдуму законопроект, обязывающий школьников участвовать в общественно полезном труде. «Формирование правильного отношения к труду — это длительный процесс, имеющий отсроченный результат, и этот процесс необходимо начинать в детстве», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В качестве примеров общественно полезной работы Ольга Казакова называет высадку деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятиям, помощь в библиотеке, музее и т.п. Также она отметила, что вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях «не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо». «Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства», — заявила депутат.
Сейчас есть [предмет] технология, а когда будет и урок труда, и технология, ребята смогут проявить себя, это важно.
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ
Авторы инициативы предлагают отменить норму о запрете привлечения к труду обучающихся без их согласия или согласия их родителей (ч. 4 ст. 34 Закона «Об образовании в РФ»).
25 мая министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что его ведомство прорабатывает вопрос о возврате в школы урока труда, который будет отличаться от урока технологии. В ноябре 2022 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил думскому Комитету по просвещению разработать законопроект о трудовом воспитании в школе.
Один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, рассказал «Ведомостям», что, согласно предложенным поправкам, трудовое воспитание будет включено в образовательный процесс учебных заведений. Из текущей версии Закона «Об образовании» исключается необходимость согласия родителей на трудовую деятельность учащихся. «Дети должны участвовать в поддержании порядка в своих образовательных учреждениях. Но подчеркну, что речь идет об общественно полезном труде с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников», — отметил Андрей Исаев.