Офшоры до сих пор остаются достаточно популярным инструментом налогового планирования российских компаний. В настоящее время инвестиции из офшоров составляют значительные суммы для российской экономики.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что для минимизации налоговых рисков, возникающих при экспортно-импортных сделках с участием офшоров, важно изначально определить круг лиц, владеющих информацией о сделках. А также круг контролирующих организаций, заинтересованных в этой информации. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду ни один из источников возможной опасности.
Итак, лицами, которые могут владеть (частично или полностью) информацией об импортной сделке, являются:
- бенефициары, акционеры и директор компании-экспортера, офшорной компании, компании-импортера и конечного покупателя товара внутри России;
- лица, действующие по доверенности от имени офшора, импортера и конечного покупателя;
- прочие служащие компаний, непосредственно задействованных в сделке, участвующие в оформлении документов;
- служащие банков, через которые проходят платежи по импортной сделке, как агенты финансовой разведки России и прочих государств.
А организациями, заинтересованными в информации об импортной сделке, являются ФТС, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы прокуратуры, ФСБ, МВД, арбитражные и уголовные суды.
Чаще всего интерес государственных органов к экспортно-импортным сделкам бывает вызван подозрениями в неуплате налоговых или таможенных платежей. Проверяющие сначала собирают документы и опрашивают свидетелей примерно по перечисленному выше списку. Также устанавливают, какие фамилии есть в таможенной декларации, то есть определяют, кто является грузоотправителем и грузополучателем. После этого контролеры запрашивают банк о проведенных операциях и лицах, подписавших платежные документы.
При этом в последнее время особое внимание правоохранительные органы уделяют бенефициарам — лицам, получающим имущественную или иную личную выгоду от сделок.