По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.717.061

Деофшоризация российской экономики: новые шаги

Иванов Д. А. руководитель проекта Нобилити Групп 123103, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 78, корпус 4, E-mail: deniva@mail.ru

Офшоризация мировой экономики имела свои положительные и отрицательные последствия. Положительное влияние функционирования офшоров в большей степени получают страны — реципиенты офшорного капитала, поскольку приток иностранного капитала стимулирует развитие национальных экономик. Однако все большее число стран, в том числе и Россия, ощущают на себе негативные последствия офшоризации, такие как высокие потери бюджета в области налогообложения, а также утечку капитала. В статье рассматривается данная проблема применительно к российской экономике.

Офшоры до сих пор остаются достаточно популярным инструментом налогового планирования российских компаний. В настоящее время инвестиции из офшоров составляют значительные суммы для российской экономики.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что для минимизации налоговых рисков, возникающих при экспортно-импортных сделках с участием офшоров, важно изначально определить круг лиц, владеющих информацией о сделках. А также круг контролирующих организаций, заинтересованных в этой информации. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду ни один из источников возможной опасности.

Итак, лицами, которые могут владеть (частично или полностью) информацией об импортной сделке, являются:

- бенефициары, акционеры и директор компании-экспортера, офшорной компании, компании-импортера и конечного покупателя товара внутри России;

- лица, действующие по доверенности от имени офшора, импортера и конечного покупателя;

- прочие служащие компаний, непосредственно задействованных в сделке, участвующие в оформлении документов;

- служащие банков, через которые проходят платежи по импортной сделке, как агенты финансовой разведки России и прочих государств.

А организациями, заинтересованными в информации об импортной сделке, являются ФТС, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы прокуратуры, ФСБ, МВД, арбитражные и уголовные суды.

Чаще всего интерес государственных органов к экспортно-импортным сделкам бывает вызван подозрениями в неуплате налоговых или таможенных платежей. Проверяющие сначала собирают документы и опрашивают свидетелей примерно по перечисленному выше списку. Также устанавливают, какие фамилии есть в таможенной декларации, то есть определяют, кто является грузоотправителем и грузополучателем. После этого контролеры запрашивают банк о проведенных операциях и лицах, подписавших платежные документы.

При этом в последнее время особое внимание правоохранительные органы уделяют бенефициарам — лицам, получающим имущественную или иную личную выгоду от сделок.

Для Цитирования:
Иванов Д. А., Деофшоризация российской экономики: новые шаги. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: