Стать пилотом я мечтал с детства. Но поначалу выбрал инженерную стезю — направление, связанное с информационными технологиями и защитой информации. Отучившись по этой специальности и даже получив превосходный опыт работы по ней, я понял, что все-таки хочу воплотить свою мечту.
Чтобы пойти учиться на пилота, нужны были немалые деньги, поэтому я пошел работать по первой приобретенной профессии. К 27 годам — это был 2014 г. — я скопил необходимую сумму и начал выбирать учебное заведение. Было два варианта: ехать за границу (в США или Европу) или оставаться в России и учиться в частной школе. Российское государственное учебное заведение я не рассматривал, потому что обучение там длится от трех до пяти лет даже при наличии ранее полученного профессионального образования.
С иностранным свидетельством пилота в настоящее время фактически невозможно устроиться на работу в России. Здесь я работать не смогу, а чтобы летать за границей, нужно гражданство той страны, где ты собрался работать. Поэтому я решил пойти в российский частный авиационно-учебный центр.
В 2014 г. у нас была одна такая школа, находилась она в Челябинске. У них там как в лучших школах мира: своя полоса с твердым покрытием, свои ангары, свои самолеты и гостиница. Если сравнивать с государственными летными училищами, то это небо и земля. Я там жил 10 месяцев и учился летать. Там нам читали только профильные дисциплины. Занятия проходили целый день с понедельника по субботу, всего более тысячи часов теории плюс летная подготовка, если с нуля, то минимум 150 часов. Обучение в частной летной школе обошлось мне в 1,9 млн руб., при этом в том же государственном училище я бы отдал более 3 млн руб.
Я выпустился, сдал английский язык — и тут начались проблемы. В авиакомпанию идешь, тебе говорят: «Неси госдиплом». Хотя на самом деле нигде в законах это не прописано. Просто в Росавиации было совещание, на котором было рекомендовано принимать на работу лиц с государственным летным образованием. Но у нас если сказано «рекомендовать», то это значит «обязать».