Внимание российских экономистов постоянно привлекают первые опыты перехода к бумажным орудиям обращения, их достоинства, слабости и отличие от кредитных знаков, что проявилось в период подготовки к денежной реформе 1895–1897 гг.
При этом традиционный круг проблем денежного обращения (сущность и функции денег, особенности их оборота, количественный фактор, влияние на динамику цен и глубину экономического кризиса) дополняется вопросом о роли и инструментах государственного регулирования денежного обращения в период изменения хозяйственной системы страны.
Как известно, основные этапы перехода к новой денежной системе рассматриваются в работах известных финансистов и историков денежного обращения второй половины XIX столетия И. И. Кауфмана, А. Н. Гурьева, М. П. Кашкарова, Пл. А. Шторха и др.
Принято считать, что первым шагом на пути к введению бумажно-денежного обращения стала эмиссия медной монеты (так называемых «пятикопеечников») при Петре I. Военные расходы на проведение масштабных военных действий вызывали острую нужду в дополнительных денежных средствах, что заставило Петра I активно использовать право царской регалии. Чеканка медных пятикопеечников в соответствии с замыслом А. К. Зыбина, вице-президента Берг-коллегии, дала казне значительные финансовые поступления. Общий выпуск медной монеты за 25 лет царствования Петра I составил около 3 млн рублей, из которых доходы казны, по расчетам известного историка денежного обращения России Пл. А. Шторха, оцениваются в 1716 тыс. рублей [11; 12].
Ученый секретарь министерства финансов России А. Н. Гурьев, сделавший интересный ретроспективный анализ денежных реформ в XVIII–XIX вв., выделил проекты, готовившие почву для введения в оборот ассигнаций. При Петре II (1729 г.) был опубликован так называемый «вексельный устав» гр. Остермана, в котором с целью расширения возможностей внутреннего рынка и интересов государства предлагалось, помимо действующих купеческих векселей, выпускать «казенные векселя». В 1757 г. правительством Елизаветы Петровны был принят план П. И. Шувалова, согласно которому в стране вводились «меры вексельного производства» для того, чтобы заменить оборот монеты вексельными ассигновками. В 1768 г. генерал-прокурор Сената князь Вяземский представил правительству Екатерины II проект эмиссии ассигнаций. С этого момента, подчеркивает А. Н. Гурьев, значение медных денег как источника пополнения доходов казны в чрезвычайных ситуациях падало (они оставались в обороте лишь в роли разменной монеты).