Турция на протяжении всего своего республиканского периода руководствуется в своей деятельности на международной арене внешнеполитическими доктринами, базовые понятия которых были сформулированы еще в 1923–1938 гг. [12]. В дальнейшем они изменялись, но, по мнению большинства авторов, занимающихся изучением внешней политики Турции в ее республиканский период, принципиальной смены курса Анкары не происходило [3].
Все 1990-е гг. турецкая внешняя политика была смесью западничества и национализма, при этом постоянно происходило смещение в пользу последнего. Распад СССР повлиял на изменение ориентиров страны, дав ей шанс на превращение в региональную державу.
Основной целью политики турецкого государства, созданного Ататюрком, была и остаётся модернизация, продолжающаяся по настоящее время. Таким образом, можно сказать, что внешнеполитическая деятельность Турецкой Республики в принципиальном плане определяется основными задачами модернизации исламского общества, что имеет важное значение для окружающих ее мусульманских стран, поскольку на протяжении последних десятилетий Турция пыталась претендовать на роль «учителя» и «примера для подражания» для арабских государств [6], в частности в стремлении предстать, как и экономический сильный политический лидер в регионе [4].
«Западничество» подразумевает ориентацию на западную цивилизацию как наиболее развитую и богатую. Главный фактор, определяющий такую ориентацию, заключается в том, что Турция находится на границе западной и исламской цивилизацией [8] и, будучи «недостаточно развитой и богатой ресурсами страной», как турецкие политики определяют ее до сих пор, попросту не может себе позволить иных подходов к внешней политике. Запад (в лице США и ЕС) был и остается для Турции образцом политического прогресса, экономического развития и военной мощи. Поэтому в широком смысле задача политических элит Турецкой Республики — «игра на стороне Запада».
Примечателен исторический прецедент во внутренней политике Турции В июне 1996 г. Неджметтин Эрбакан (исламистская Партия благоденствия) и Тансу Чиллер (правоцентристская Партия верного пути) образовали двухпартийное правительство, договорившись путем заключения коалиционного протокола о поочередном председательстве в нем. На первом двухлетнем этапе премьером должен был быть Неджметтин Эрбакан, при этом Тансу Чиллер — вице-премьер и министр иностранных дел. Далее они должны были поменяться постами. Таким образом, впервые в истории республиканской Турции лидер происламской партии занял пост премьера [13].