По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.1.5:004

Деловые настроения и цифровая активность на рынке информационнотехнологических услуг в 2019 году

В статье представлен анализ информационно-аналитического материала, характеризующего деловой климат и уровень цифровой активности, сложившиеся на рынке ИТ-услуг в 2019 г. В результате исследований подтвержден факт заметной интенсификации преобразовательных тенденций, обусловивших его переход из вялотекущего состояния развития в фазу активного роста. Вместе с тем отмечено, что инвестиционная активность ИТ-сегмента в 2019 г. находилась на относительно низком уровне.

В исследовании использованы результаты пилотных обследований конъюнктурных опросов руководителей более 600 ИТ-организаций, проводимых АНО ИИЦ «Статистика России» по заказу ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 30 субъектах РФ в ежегодном режиме.

Результаты пилотного обследования российского сегмента информационных технологий (ИТ-сегмента) в обобщенной динамике прошедшего года показали заметный рост преобразовательных тенденций, которые обусловили его переход от вялотекущего этапа развития (2016–2018 гг.) к состоянию достаточно активного роста. Здесь следует отметить, что зафиксированный импульсный рывок обеспечил создание обновленного ландшафта делового климата и заложил основу для реализации потенциальных возможностей его преобразования в будущем.

Большая часть используемых в программе наблюдения индикаторов, ранее акцентировавшихся на негативных оценках респондентов, вышла из зоны отрицательной динамики и впервые с 2014 г. вошли в положительную. Необходимо подчеркнуть, что зарегистрированные в процессе мониторинга положительные изменения итоговых показателей работы ИТ-предприятий коррелировались с показателями, характеризующими улучшение настроений респондентов в сравнении с 2018 г., в части их мнений о состоянии делового климата для развития ИТ-услуг в целом. Как видно из рис. 1, в 2019 г. 63% участников опроса охарактеризовали сложившееся положение дел относительно развития ИТ-технологий в России как благоприятное и/или скорее благоприятное (57% в 2018 г.). Противоположное мнение высказали 21% опрошенных (29% в 2018 г.).

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем полугодии по сравнению с предыдущим полугодием, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем полугодии (в %).

Если рассматривать динамику индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) и его составляющих в организациях ИТ-сферы, то нельзя не отметить его резкий рост, произошедший за счет заметного улучшения важных для сегмента внутренних параметров деловой активности. В 2019 г. значение индекса по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 5 процентных пунктов (п.п.) и достигло величины +8% (рис. 2). Это стало возможным благодаря росту всех трех компонентов ИПУ, при этом наиболее значимый вклад внес баланс предпринимательских оценок фактического изменения спроса на услуги ИТ-организаций, который, наконецто выйдя из отрицательной зоны, также достиг уровня +8%, но его увеличение при этом составило 11 п.п. Два других компонента ИПУ (баланс оценок сложившегося экономического положения и баланс ожидаемого спроса предпринимателей на услуги) также положительно (но менее выражено) воздействовали на его динамику. Отметим еще и тот факт, что последний раз такой высокий уровень ИПУ был зафиксирован в 2011 г.

Для Цитирования:
Деловые настроения и цифровая активность на рынке информационнотехнологических услуг в 2019 году. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: