Руководитель строительной компании, зарегистрированной как юридическое лицо в Москве, часто совершает деловые поездки в СанктПетербург, в котором его организация осуществляет сооружение объекта капитального строительства. В связи с этим статья затрат «командировочные расходы» в организации является существенной и имеет тенденцию к росту, что нежелательно в условиях затянувшегося кризиса в строительной отрасли. Поэтому руководитель изыскивает различные способы к тому, чтобы эти расходы на проезд к месту командировки и обратно уменьшались или хотя бы не возрастали.
Первой попыткой уменьшить расходы на проезд было приобретение так называемых невозвратных билетов, т.е. билетов, которые приобретаются на определенную дату и рейс, но если по каким-либо причинам поездка не сможет состояться, то вернуть авиаперевозчику билет, а себе деньги за него организация не сможет. Следовательно, в таких случаях стоимость «пропавшего» билета будет списана на расходы организации в бухгалтерском учете, что же касается признания стоимости билета в качестве расходов по налогу на прибыль, то тут возникнет проблема с их экономической обоснованностью, которая является таким же ключевым условием, как документальное оформление и направленность на получение дохода (прибыли).
В письме Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742 изложена позиция о так называемых невозвратных билетах. По вопросу учета расходов на невозвратный билет Минфин России указал, что в соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 части первой Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.