По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221

Деловой проездной: порядок учета

Демина Юлия Михайловна АО «Аудиторская компания «Экспертно-консультативный совет» 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Новая, д. 43 Е-mail: auditeks@list.ru

Командировочные расходы являются существенной статьей расходов строительных организаций, так как объекты строительства чаще всего располагаются вдали от офисов строительных организаций. Однако в настоящее время большинство организаций ставят перед собой задачу сокращения расходов, в том числе путем использования всевозможных современных программ лояльности, предлагаемых перевозчиками. К таким программам относятся и «невозвратные» билеты, и билеты «без питания», а теперь и так называемые деловые проездные. Статья поступила 15 ноября 2016 г.

Литература:

1. Сотникова Л.В. Определение величины текущего налога на прибыль // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 14. – С. 52–60.

2. Сотникова Л.В. Управленческие расходы: отражение в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2010. – № 10. – С. 109–115.

3. Сотникова Л.В. Оформление командировок в строительных организациях по новым правилам // Бухучет в строительных организациях. – 2015. – № 5–6. – С. 28–33.

Руководитель строительной компании, зарегистрированной как юридическое лицо в Москве, часто совершает деловые поездки в СанктПетербург, в котором его организация осуществляет сооружение объекта капитального строительства. В связи с этим статья затрат «командировочные расходы» в организации является существенной и имеет тенденцию к росту, что нежелательно в условиях затянувшегося кризиса в строительной отрасли. Поэтому руководитель изыскивает различные способы к тому, чтобы эти расходы на проезд к месту командировки и обратно уменьшались или хотя бы не возрастали.

Первой попыткой уменьшить расходы на проезд было приобретение так называемых невозвратных билетов, т.е. билетов, которые приобретаются на определенную дату и рейс, но если по каким-либо причинам поездка не сможет состояться, то вернуть авиаперевозчику билет, а себе деньги за него организация не сможет. Следовательно, в таких случаях стоимость «пропавшего» билета будет списана на расходы организации в бухгалтерском учете, что же касается признания стоимости билета в качестве расходов по налогу на прибыль, то тут возникнет проблема с их экономической обоснованностью, которая является таким же ключевым условием, как документальное оформление и направленность на получение дохода (прибыли).

В письме Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742 изложена позиция о так называемых невозвратных билетах. По вопросу учета расходов на невозвратный билет Минфин России указал, что в соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 части первой Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Для Цитирования:
Демина Юлия Михайловна, Деловой проездной: порядок учета. Бухучет в строительных организациях. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: