По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614

Деловой этикет — важный фактор эффективной деятельности медицинского работника

Карасева Л.А. директор Института сестринского образования, д-р меднаук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: karaseva_larisa

Профессия медицинского работника связана с людьми разного возраста, культуры, воспитания, образования и т. д., что всегда накладывает отпечаток на процесс общения и взаимодействия в системе «медицинский работник — пациент». Зачастую ошибки, допущенные медицинским работником в своем внешнем виде и поведении, приводят к конфликтам, жалобам и в конечном итоге — к неудовлетворению оказанной медицинской помощью со стороны пациента или сопровождающих (ухаживающих за ним) лиц. В статье обращается внимание на соблюдение медицинскими работниками основных принципов этикета на рабочем месте.

Литература:

1. Все об этикете. — М.: Вече, 2000. — 298 с.

2. Мирзоян А. Мир этикета / А. Мирзоян. — Урал Л.Т.Д., 2001. — 327 с.

3. Подопригора М.Г. Деловая этика / М.Г. Подопригора. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. — С. 45–49.

4. Фионова Л.Р. Этика делового общения / Л.Р. Фионова. — Пенза, 2010. — С. 24–26.

В современном виде и значении слово «этикет» было впервые употреблено при дворе английского короля Людовика XIV. На многочисленных королевских приемах раздавались карточки (этикетки), по которым каждый из гостей мог проверить, правильно ли он поступает в той или иной ситуации. В те далекие, ставшие историческими времена следовало держать в тайне возраст женщины, размер доходов, вероисповедание, состав лекарства, которым лечился человек, проявления симпатии к противоположному полу, полученные подарки, а также неприлично было афишировать как успехи и почет, так неудачи и бесчестье [1].

В цивилизованном мире понятие «этикет» подразумевает соблюдение норм и правил, отражающих представления о должном поведении людей в обществе. На развитие этикета в обществе оказывают влияние множество факторов, таких как эпоха, положение человека, его возраст и образование, культура и воспитание. Основные правила современного этикета не рекомендуют рассказывать или расспрашивать о здоровье (исключение составляют пациенты), обсуждать исповедуемую религию, говорить о доходах, спрашивать о цене одежды, вещей или каких-либо предметов, обсуждать отсутствующих людей.

Необходимо заметить, что медицинские работники реализуют себя не только в стенах лечебно-профилактических учреждений, непосредственно исполняя свои профессиональные обязанности, они выступают на конференциях и круглых столах, занимаются научно-исследовательской работой, защищают дипломы и диссертации, принимают участие в партнерских переговорах и встречах.

В связи с этим деловой стиль и деловой этикет для профессиональной жизни медицинских работников имеет значение и помогает им стать высококвалифицированными и уважаемыми специалистами [3].

С нашей точки зрения, наиболее важными вопросами для обсуждения в рамках делового этикета становятся: внешний вид специалиста, его эмоциональная интеллигентность, культура речи и элементарная вежливость, а также манера поведения в определенных ситуациях.

Внешний вид медицинского работника должен создавать приятное визуальное впечатление, вызывать симпатию и доверие у пациентов и коллег, формировать желание встретиться еще раз и продолжить взаимодействие и сотрудничество. Говоря о внешнем виде, важно выделить основные правила, которые неукоснительно следует выполнять, с целью достижения опрятности, элегантности и внешней привлекательности человека.

Для Цитирования:
Карасева Л.А., Деловой этикет — важный фактор эффективной деятельности медицинского работника. Медсестра. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: