Вопрос
Насколько деловой этикет поменялся за последние пять лет?
Ответ
Деловой этикет — самая консервативная часть этикета. Она меняется медленнее всего, поэтому можно быть спокойным. Здоровается первым подчиненный или менее статусная персона. Руку для рукопожатия протягивает только руководитель — это его статусное право. В одежде такая же ситуация — ничего не поменялось.
Вопрос
Насколько корректно писать и звонить партнерам вне рабочего времени?
Ответ
По всем правилам этикета, по международным нормам, с коллегами и партнерами принято общаться строго в рабочее время — с 09:00 до 18:00. Иногда допустимо это время продлить до 21:00. Но не более того. Если же проект, над которым вы работаете, сложный, срочный, важный, то необходимо заранее договориться о времени предоставления информации друг другу. Как только появились нужные цифры — присылать их. Как только решился очередной вопрос — делиться с коллегами. Запомните: если есть договоренность, то нет ущемления прав другого человека. Он предупрежден и поэтому не будет поставлен в неловкое положение. ЧП или форс-мажоры — тоже повод писать во внерабочее время.
Вопрос
Насколько корректно обсуждать с подчиненными их личные дела? Где личная заинтересованность, а где бестактность?
Ответ
Есть правила, которые неизменны много лет. И это одно из них: личные дела коллег и подчиненных — абсолютное табу. Может поменяться положение сотрудника, может поменяться ваше положение, и вы потом оба пожалеете, что рассказывали друг другу больше, чем нужно. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения: если вы руководитель и к вам обратились за помощью. Бабушка в больнице, ребенка не могут устроить в детский сад — если вы можете помочь как начальник, тогда такие разговоры обоснованны и возможны.