Формирование делового климата в малых промышленных организациях России в 2014 г. в целом и во 2-ом полугодии, в частности, происходило в ключе неординарных экономических и политических событий, оказавших если не решающее, то однозначно дестабилизирующее воздействие на один из ее самых уязвимых сегментов – малый бизнес. Несмотря на всю сложность конъюнктурного момента, результаты проведенного обследования заключили в себе практически весь спектр годовых тенденций развития промышленности, позволяющих в том числе выявить специфические черты, присущие малым производствам.
Стратегические ориентиры государственной политики, обозначенные в различных программах развития, четко выделяют малый бизнес как инструмент тонкой настройки конкурентоспособности экономических агентов на внутреннем и внешнем рынках, а также как один из главных источников экономического роста в ближайшей перспективе.
В частности, малый промышленный бизнес вдвойне привлекателен и актуален как мощный импульс для модернизации. Это происходит за счет активизации его главного драйвера – обрабатывающей промышленности как площадки для создания рабочих мест и, главное, как готовой платформы для запуска новой индустриализации и процесса импортозамещения.
Тем не менее, совокупное значение ключевых операционных показателей, характеризующих состояние делового климата в данном сегменте промышленной деятельности, позволяет констатировать, что в анализируемом периоде большинство малых производств находилось в довольно затруднительном, но не в безнадежном положении. К сожалению, на протяжении последних как минимум пяти лет, предприятия вынуждены бесконечно вырабатывать резистентность к вновь появляющимся экономическим и институциональным вызовам. Прежде всего имеются в виду период рыночных потрясений 2008 г. и сложное и длительное посткризисное адаптационное восстановление 2009–2011 гг.
Отдельного и повышенного внимания заслуживает и новая фаза экономической действительности, отличительной чертой которой стала непредсказуемость происходящих экономических событий, включая частые изменения «правил игры» со стороны их основных регуляторов. Стагнация 2013 г. обернулась для российской экономики не только торможением темпов роста, но и ухудшением состояния делового климата для многих предприятий. Более 70 % руководителей констатировали неопределенность текущей экономической обстановки как один из главных факторов, лимитирующих производство. Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно. Кстати, зависимость крупных и средних предприятий от указанного лимитирующего фактора в два раза меньше (около 36 %).