Споры о том, насколько справедливо и экономически обосновано законодательство, которое квалифицирует ввоз брендовых товаров без разрешения правообладателя как нарушение его прав, не затихают на постсоветском пространстве с 2002 г., когда в Российской Федерации впервые ввели норму, устанавливающую так называемый национальный принцип исчерпания права владельца товарного знака. К моменту формирования в 2011 г. Единого экономического пространства, которое в 2015 г. преобразовалось в Евразийский экономический союз, на территориях всех государств-участников (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) действовал национальный принцип исчерпания права в отношении товарных знаков. Вместе с тем сохранение национального принципа исчерпания права в государствах Евразийского экономического объединения привело бы к серьезному ограничению свободы движения товаров и сегментированию товарных рынков. Из двух возможных принципов исчерпания права, которые решали эту проблему (региональный или международный), было принято решение о применении в Евразийском экономическом союзе регионального принципа, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств ЕАЭС непосредственно правообладателем товарного знака или другими лицами с его согласия. Эта норма изначально была заложена в Соглашении о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. и сохранилась в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, являющийся приложением к Договору о Союзе.) Республика Армения и Кыргызская Республика присоединились к Договору о Союзе на условии сохранения в течение переходного периода действовавших до вступления в ЕАЭС принципов исчерпания права: в Республике Армения — международного принципа, в Кыргыской Республике — национального. В 2017 г. переходные периоды завершились, и, таким образом, де-юре во всех государствах ЕАЭС с 2018 г. действует региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак.