По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Дефекты правового регулирования оплаты труда педагогов высшей школы как препятствие для использования их цифрового профиля в HR-практике вузов*

Серова А.В. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры трудового права Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева

Проблема эффективности правового регулирования вопросов оплаты труда педагогов высшей школы является достаточно традиционной для науки трудового права. Вместе с тем в период цифровой трансформации сферы труда и образовательного процесса неустраненные дефекты в этой области способны оказать пагубное воздействие на эффективность и, главное, корректность использования высшими учебными заведениями цифровых профилей педагогов высшей школы. Особенно проблемной такая ситуация выглядит в контексте использования различных технологий искусственного интеллекта, которые не могут полноценно функционировать при таком качестве нормативного регулирования. Сделан вывод: для того чтобы цифровой профиль педагога высшей школы был полноценным и мог эффективно использоваться работодателем для принятия кадровых решений, влияющих на определение оплаты труда таких работников, нужно, с одной стороны, четко определить функциональное назначение цифрового профиля педагога высшей школы, источники получения информации и ее категории, правила работы с такими сведениями при условии использования цифровых технологий, а с другой стороны, на законодательном уровне сформулировать более четкие правила относительно перечня показателей и критериев оценки эффективности деятельности педагога высшей школы в рамках эффективного контракта, соответствующих им специальных стимулирующих выплат, а также соотношения МРОТ с разными составными частями заработной платы.

Литература:

1. Филипова И.А. Алгоритмический менеджмент и цифровое профилирование в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом. — 2023. — № 1. — С. 16–18. DOI: 10.18572/2221-3295-2023-1-1618.

2. Филющенко Л.И. Цифровой профиль работника: проблемы защиты персональных данных // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2024. — № 11. — С. 93–97.

3. Серова А.В., Щербакова О.В. Концепция права на неприкосновенность частной жизни в сфере труда в свете развития цифровой экономики// Государство и право. — 2023. — № 10. — С. 90–100. DOI: 10.31857/S102694520019893-3.

4. Демина Ю.В., Логинова С. Л., Чучкалова Е.И. Компоненты цифрового профиля педагога // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — № 6. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33220 [Электронный ресурс]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33220 (дата обращения: 19.03.2025).

5. SOLAR ADDVISOR [Электронный ресурс]. — URL: https://rt-solar.ru/products/addvisor/ (дата обращения: 19.03.2025).

6. Янкевич С.В. Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования: правовые аспекты // Журнал российского права. — 2018. — № 2 (254). — С. 112–122. DOI: 10.12737/art_2018_2_11.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева врамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.

Допущение в законодательном порядке электронного взаимодействия между субъектами трудового права технически создало правовые предпосылки для следующего этапа реформирования трудового законодательства — правового регулирования использования конкретных видов цифровых технологий в сфере труда. Известно, что государство очень осторожно относится к этому вопросу и не предпринимает поспешных правовых решений.

Вместе с тем длительный период ожидания уже сейчас создает почву для возможных нарушений трудовых прав работников, например, если речь идет об использовании работодателем технологий искусственного интеллекта для сбора и обработки информации о работниках и принятия в отношении них юридически значимых решений (например, отказ в приеме на работу, отстранение от работы, поощрение и пр.). Отсутствие специальных нормативных положений в этой сфере создает проблемы скрытой дискриминации работников [1], защиты их персональных данных [2], а также права на неприкосновенность частной жизни [3]. Данная ситуация усугубляется наличием в трудовом праве дефектов тех правовых норм, которые изначально не связаны с вопросом цифровой трансформации, а касаются, например, вопросов оплаты труда и иных.

Цифровой профиль работника как один из современных технологических инструментов кадровой политики, набирающий в последнее время все большую популярность среди работодателей, предполагает формирование некоторого набора данных о работнике для его использования в дальнейшем при принятии различных кадровых решений. Одним из таких направлений является определение эффективности работы работников, что может быть учтено работодателем, например, для их материального стимулирования, продвижения по карьерной лестнице, обучения, предотвращения «выгорания».

В настоящей статье предпринята попытка показать, как действующие дефекты трудового права, напрямую не связанные с процессом цифровой трансформации сферы труда, могут негативно повлиять на использование цифрового профиля работника на примере вопроса соблюдения гарантий по оплате труда педагогов высшей школы.

Для Цитирования:
Серова А.В., Дефекты правового регулирования оплаты труда педагогов высшей школы как препятствие для использования их цифрового профиля в HR-практике вузов*. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: