Деформационный шов — основной и наиболее значимый элемент любого мостового сооружения, главной задачей которого является уменьшение напряжений в элементах конструкции мостового сооружения в местах возможных деформаций, снижающих несущую способность, и обеспечение свободных перемещений концов пролетного строения. Эти деформации возникают из-за факторов различного происхождения и подразделяются на следующие группы, приведенные в таблице [1].
Изначально деформационные зазоры предусматривались непосредственно для предотвращения напряжений от действия температуры и назывались температурными зазорами. С развитием мостостроения развивались и конструкции швов, а соответственно, возрастали и требования к ним. Поэтому в настоящее время на деформационные швы и их конструкцию приходится огромная ответственность, ведь от их надежности и работы зависит долговечность всего мостового сооружения [2].
Это подводит нас к осознанию важности проблемы деформационных швов, а именно их долговечности и эксплуатационной надежности.
Продолжительность эффективной эксплуатации деформационных швов зависит от совокупности сроков исправного состояния его отдельных элементов и влияния дефектов, возникающих в самом шве, на другие его части в целом.
Поэтому к конструкции деформационных швов сейчас предъявляются следующие требования, хорошо сформулированные в [2]:
— обеспечение безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов через шов;
—обеспечение герметичности конструкции шва;
— восприятие необходимых температурных перемещений во всех направлениях;
— устойчивость шва к динамическому воздействию от транспорта;
— устойчивость конструкции к химическому воздействию;
— минимальные эксплуатационные расходы;
— простота и удобство монтажа;
— ремонтопригодность;
— низкая шумовая эмиссия;
— минимальное влияние деформационного шва на конструкции мостового сооружения.
В силу бытующего до последнего времени отношения к деформационным швам как к вспомогательным элементам и недостаточного внимания к ним большинство современных конструкций деформационных швов не удовлетворяет заявленным требованиям, что, как правило, показывают обследования мостов.