Дата поступления рукописи в редакцию: 06.05.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 05.06.2022.
Российский экономист Дж. А. Гусейнов определил долларизацию как процесс замещения иностранной валютой национальной валюты в роли меры стоимости, средства обращения и/или средства накопления [1, с. 24]. Этим функциям денег соответствуют три типа долларизации, предложенные аналитиками Международного валютного фонда [2; 3]:
- финансовая долларизация — замещение активов и обязательств в местной валюте долларовыми активами и обязательствами;
- долларизация платежей — вытеснение местной валюты долларом из местных транзакций;
- реальная долларизация — индексация цен и оплаты труда по курсу обмена местной валюты на доллар.
Первый тип означает замещение национальной валюты в роли средства накопления, второй — ее замещение в роли средства обращения и третий — замещение в роли меры стоимости. Финансовая долларизация — самая распространенная, можно сказать, фронтальная. Поскольку финансовые контракты невосприимчивы к систематическому инфляционному налогу, финансовую долларизацию объясняют неприятием риска и волатильности [4–7]. Транзакционную долларизацию выводят из инфляционного дифференциала, наказывающего за пристрастие к местной валюте [8].
Что касается реальной долларизации, опрос 1600 представителей экономически активного населения из всех округов России, проведенный в начале 2022 г. сервисом Superjob, показал, что 47 % россиян хотели бы привязать зарплату к курсам доллара или евро — это максимальный показатель с 2015 г., когда о подобном желании заявили 32 % россиян. 31 % опрошенных не хотели бы привязывать зарплату к иностранным валютам из-за доминирования рубля в их расходах и возможных стрессов от курсовых колебаний. Согласно опросу сервиса «Работа.ру», 91 % россиян были недовольны своей зарплатой в 2021 г. Возможно, россияне ожидают, что реальная долларизация позволит получать более высокое денежное вознаграждение. Лишь у 1 % россиян заработная плата привязана к курсу обмена рубля на доллар. Такую заработную плату получают в основном менеджеры среднего и высшего звена коммерческих организаций в возрасте 35–44 лет.